«Похороны никакого духовного смысла уже не имеют»

Интервью с настоятелем шатровского Кирилло-Мефодиевского прихода иереем Сергеем Кретовым.

Верующие нашего района в воскресенье отметили двунадесятый праздник — Троицу. А накануне — в троицкую родительскую субботу очень оживлённо было на всех сельских погостах района. После посещения могилок родных и близких некоторые земляки возвращаются домой навеселе. Такое отношение к памяти усопших стало обычной картиной наших дней. О том, как проводить дни особого поминовения усопших, мы побеседовали с настоятелем шатровского Кирилло-Мефодиевского прихода иереем Сергеем Кретовым.

- Отец Сергий, зачем молиться за усопших?

- К сожалению, в годы советской власти народу пропагандировался научный атеизм, согласно которому человек после смерти перестаёт существовать, и это большое заблуждение. Человек бессмертен по благодати Божьей, то есть живёт вечно. Смерть физическая наступает только для тела и то на время, душа продолжает жить. Любой нормальный человек это чувствует и понимает, даже если он неверующий. Именно поэтому существуют кладбища, которые люди посещают каждый раз, в противном случае, зачем посещать могилу, если человека уже нет? С точки зрения атеизма – это абсурд. Молитва за усопшего возносится, потому что мы продолжаем любить близкого нам человека, и как мы молились за него при жизни и хотели, чтобы у него всё было благополучно, так мы хотим, чтобы и в мире духовном Господь оказал ему свою милость.

- Церковью установлены особые дни поминовения усопших, с чем это связано?

- Церковь, как любящая мать, всегда заботится о своих чадах, поэтому за многовековую практику сложились особые традиции. Существует несколько особых дней поминовения усопших, которые в народе ещё называют «родительскими субботами». Суббота перед Великим постом связана с воспоминанием о «Страшном суде», на который попадёт каждый из нас, поэтому церковью установлено сугубое прошение о помиловании всех усопших христиан. Три субботы Великого поста установлены по причине того, что по уставу церковному только в эти дни можно возносить усердные молитвы за своих усопших. Радоница - это день, когда мы, живущие здесь, делимся с усопшими пасхальной радостью и снова возносим о них сугубые молитвы. Троицкая суббота является кануном великого праздника – дня рождения нашей вселенской церкви. Поэтому мы разделяем радость этого праздника с усопшими и просим Господа помиловать всех умерших христиан. В современной истории в нашей церкви установлен ещё один особый день – это 9 Мая. Каждый русский человек знает, какой это праздник для нашего народа. Очень многие принимают участие в акции «Бессмертный полк», однако почтить память своих погибших родственников должным образом в церковной молитве хотят далеко не многие, и это большое упущение.

- Ещё отмечают такие дни после смерти человека, как третий, девятый и сороковой, что они означают?

- Это дни, в которые с умершим происходят определённые события. Первые три дня душа пребывает на земле рядом с телом, с родственниками или посещает места, которые ей знакомы. На третий день тело предают земле, а душу уводят для поклонения Богу, при этом душа проходит через воздушные мытарства. Если мытарства пройдены, то до девятого дня душу водят по обителям рая. С девятого по сороковой день душу водят по обителям ада. В сороковой день душа в третий раз предстаёт пред Господом и определяется место её дальнейшего пребывания. Как можно увидеть, эти дни - это ключевые моменты в дальнейшей жизни усопшего. Поэтому христиане в эти дни усердно молятся о душе или, проще говоря, поминают. Теперь представьте такую картину, когда душа предстоит на суде пред Богом, и ни один из родственников не способен помолиться, вместо этого все праздно сидят в кафе, пьют горькую и закусывают. Очень прискорбная картина.

- Как нужно правильно поминать усопшего?

- Самое главное - это молитва. За усопшего христианина все 40 дней после смерти принято читать псалтырь. Существует практика, когда родственники объединяют свои усилия и читают весь псалтырь по очереди. В особые и памятные дни, например, девятый, сороковой либо в годовщину смерти, собираются на церковную молитву и служат об усопшем панихиды. Ещё в церкви служат субботние панихиды, на которых каждый может прийти и помолиться за своих усопших. К сожалению, очень часто люди не желают участвовать в молитве лично, а просто подают записки. А теперь представьте, если бы вы лежали в больнице, и никто из родственников не желал бы вас навещать, а просто оставляли бы вам передачи. Примерно так и с записками: «Вы помолитесь, а я не хочу его видеть». Личное участие в этом деле очень важно.

- Большинство наших людей воспитаны не в церковной традиции и не знают ни одной молитвы. Им как быть?

- Существует ещё один способ помянуть усопшего – это милостыня. Милостыня может быть различной: от простой пары носков или платка до крупных денежных сумм, недвижимости или земельных участков. Всё зависит от возможности и желания. Главное, чтобы милостыня совершалась бескорыстно. Правильно подавать милостыню людям, которые готовы и будут за усопшего молиться. Поэтому, например, мало толку кормить ораву родственников, если ни один из них никогда не помолится о душе умершего. Ещё один пример неправильной милостыни, это когда большие средства тратятся на спиртное, рестораны, бессмысленные пластиковые венки, дорогое надгробие, а в церковь на записку ста рублей подать уже не осталось или жалко.

- Хочется спросить об отпевании, что это такое, и для чего оно нужно?

- Чин погребения или по народному «отпевание» – это особая служба со своим обрядом и символизмом, это последнее Богослужение христианина на этой земле, когда тело лежит во гробе, а душа пребывает рядом. В отпевании молящиеся провожают душу умершего родственника из этого мира в мир духовный, а тело предают земле. В молитвах испрашивается прощение грехов и жизнь в райских обителях. Отпевание может совершаться над покойным, когда тело и душа ещё на земле. Когда же тело захоронено, а душу уже увели никого «отпеть» нельзя. Поэтому никаких «заочных отпеваний» не существует. Народ, оторванный от церковной жизни, сегодня не понимает смысла христианского погребения, а потому многие пренебрегают им. А простые похороны никакого духовного смысла уже не имеют.

- Часто можно видеть в церквях, что многие люди берут землю и носят её на могилы, для чего это делается?

- В чине погребения есть такое символическое обрядовое действие, когда тело посыпается землей в память всем нам о том, что мы созданы из праха земного. Это малозначительное действие, и никакого другого смысла оно не несёт. Когда тело уже погребено, земля вообще не нужна, в могиле её достаточно. Но, к сожалению, люди, по своему невежеству придают этой земельке чуть ли не самое важное значение. У некоторых доходит даже до истерик и обмороков, если сказать, что она не нужна. Вообще народное творчество богато на разные обрядовые выдумки во время похорон. Я знаю примеры, когда на похоронах обязательно используют домашних животных. Другие придумывают совершенно дикие приметы: нельзя прикасаться к гробу, нельзя ходить на кладбище после похорон или даже нельзя выходить из дома и прочее безумство. И наоборот, правильная традиция прощания с усопшими сегодня во многом утрачена.

 

Заботы о погребении, устройство гробницы, пышность похорон – всё это скорее утешение живым, чем помощь мёртвым. Августин Блаженный

Комментарии

Очень поучительная статья!

В центральном парке культуры и отдыха Кургана прошёл областной праздник «Зауральский Сабантуй-201

22 июня 1941 года — самая чёрная и скорбная дата в истории нашей страны.

Все новости рубрики Культура