​Учись учиться

Жизнь студента на карантине – взгляд в цифровое будущее

С появлением вируса, название которого уже не хочется слышать, наша жизнь круто изменилась. Из дома лишний раз не выйти, а если очень хочется, то только в маске и перчатках. Всё вокруг вдруг стало «дистанционным»: работа, учёба, общение с близкими людьми. Как обычным студентам удаётся справиться с внезапно наступившим будущим, читайте в нашем материале.

Илья Шурко, студент III курса факультета журналистики УрФУ, г. Екатеринбург:

- «Если нас не отправят на дистант, через две недели проведем контрольную работу», - сообщила преподавательница по стилистике в конце занятия. Не сложилось. Знакомые из Петербурга и Москвы уже хвастались каникулами, пока Уральский федеральный университет пытался понять, надо ли поступать так же. Еще неделю мы ходили на пары в заметно опустевший университет (в Екатеринбурге уже зафиксировали первый случай), а потом случилось обращение Президента и всероссийские каникулы. Шестого апреля отдохнувшие студенты факультета журналистики и всего УрФУ вышли… хотя нет, не вышли. Сели за компьютеры и приступили к занятиям.

Университет выбрал для организации занятий онлайн-платформу с приятным русскому уху названием Moodle (мудл). Студент регистрируется на ней, записывается на нужные курсы и получает задания. Главный плюс такой системы – теперь неважно, где ты находишься, во что одет и как выглядишь. Всё, что тебе нужно – компьютер или телефон с выходом в интернет. А дальше просто следуй указаниям. Освоить работу с платформой не составило большого труда.

Учебный день теперь строится примерно так. Прежде всего, ты встаёшь в то время, в какое хочешь. Сроки выполнения заданий, как правило, ограничиваются неделей. Можно всё успеть без ущерба для здоровья. Лекции отправляются нам преимущественно в текстовом виде. Теперь нет необходимости бегло конспектировать слова преподавателя, пытаясь на ходу уловить суть. Не понял – перечитай. Совсем не понял – свяжись с преподавателем через ту же систему, он даст совет. Если кажется, что устал от сложных терминов и оборотов, попей чаю с печеньем на кухне. Ведь ты дома, а не в учебной аудитории. Обстановка, так сказать, позволяет. В общем, учиться во многом стало проще и удобнее.

Один раз в неделю у нас происходит занятие по видеосвязи. Предмет «Стилистика и литературное редактирование» - слишком объёмный по знаниям и трудный по применению. Без преподавателя не обойтись, потому правим ошибки коллег сообща. Единственная возможность представить себе обычное занятие. Большая редкость в условиях карантина.

Но не только учебный процесс переменился за эти несколько недель. Вы знаете, стало уходить меньше денег. Скромные бюджеты студента перестали исчезать так быстро: нет ни поездок в транспорте, ни обедов в столовых и кафе, ни соблазна заскочить куда-нибудь «по пути». Ты сидишь дома и тратишь деньги только в ближайшем продуктовом магазине на то, что действительно необходимо. Ну и иногда на всякое баловство, чтобы не заскучать (нет, не на алкоголь).

Внезапно появилось время на себя. Теперь можно по вечерам читать книгу, которую долго откладывал. Можно найти приличную подработку, на которую, как казалось ещё недавно, невозможно выкроить часок-другой. И всё это, не выходя за пределы помещения. Одним словом, свобода действий.

Главное в таком ритме - не забывать о том, что в действительности свобода-то сидячая. Почему-то появилось желание делать по утрам зарядку, устраивать себе забеги на выносливость, вообще больше проводить времени на свежем воздухе. Организм почувствовал, что карантин забирает у него молодость. Не нужно расстраивать организм. Раньше всё говорили, что молодежь бегает от проблем. Сейчас бегаем, чтобы проблем не было, чтобы оставаться здоровыми.

Смотришь на всё это как бы со стороны и понимаешь – вот оно, будущее. Сначала в фантастических романах и фильмах, потом с экранов телевизоров и в газетах нам обещали «цифровизацию». Думали, будущее не наступит никогда, особенно в России. А оно наступило, подкралось незаметно и за месяц охватило почти все сферы жизни. Ещё недавно мы говорили «до войны», «до распада Союза», а теперь вот говорим «до самоизоляции». Потому что реально видишь, что жизнь вокруг поменялась.

Кому-то стало тяжелее, кому-то легче, но точно, что уже не так, как раньше. И почему-то немного скучаешь по живому общению. Раньше не знал, куда от него деться, уж больно профессия говорливая. А теперь уже и преподаватели признаются, что скучают по студентам. Контрольная не состоялась. Студенты разбежались по домам. Что-то кончилось. А что-то только начинается.

 

Марина Брякова, студентка I курса магистратуры направления «Биология» УрФУ:

- Уральский Федеральный университет, в котором я обучаюсь, перешёл на дистанционное обучение в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией. При этом переход к обучению в такой нестандартной форме руководство нашего университета решило осуществить лишь через неделю после того, как всем вузам России было рекомендовано перейти на дистанционное обучение. На протяжении этой недели каждый студент считал своим долгом пошутить: «Ну вот, все институты в Екатеринбурге уже перешли на дистанционку, а мы так и будем учиться!». И как только нам объявили о начале дистанционного обучения, я в предвкушении «каникул» поспешила вернуться домой. Радости не было предела! Но... соответствуют ли представления студентов о подобной форме образования реальности? Сейчас я постараюсь изложить своё видение данной ситуации.

Ещё в ходе последней (перед выходом на дистанционное обучение) недели нам задали множество докладов по различным дисциплинам, так как все понимали, что по домам нас всё же отправят. Но что же я делала несколько первых дней после приезда домой? Правильно. Спала и ела. Помогала маме с домашними делами. Отдыхала от учёбы, в общем. Но потом совесть и чувство долга всё же взяли верх, и я принялась выполнять домашнее задание. В общем и целом, объём заданий увеличился незначительно, а разница заключается по большей части лишь в том, что нет необходимости защищать своё произведение перед одногруппниками и преподавателем.

Но некоторые дисциплины всё же требуют непосредственного присутствия на «занятиях», которые теперь приходится проводить по видеосвязи в различных мессенджерах. Прелесть таких занятий заключается в том, что можно не утруждать себя выбором одежды для посещения образовательного учреждения. Тёплые вязаные носочки? Да! Растянутые домашние лосины? Естественно! Любимая широкая футболка? Хм…а вот тут придётся уступить, ведь по видеосвязи будет видно верх. Ну да ладно, надеть более-менее приличный верх не так уж и сложно.

Занятия по видеосвязи всегда в радость, ведь так я могу увидеться со своими одногруппниками, по которым уже успела соскучиться. А после проведённого занятия, когда преподаватель выходит из чата, мы с ребятами остаёмся и разговариваем на различные темы, а также знакомим друг друга со своими домашними питомцами. Всё это создаёт какую-то особую атмосферу, сближает нас ещё больше, хотя находимся мы все очень далеко друг от друга.

Но, несмотря на все плюсы дистанционного обучения, очень хочется вернуться в ставшие за почти пять лет обучения родные стены, на свою любимую кафедру. Очень хочется поговорить с любимыми преподавателями, встретиться с одногруппниками, по которым я успела соскучиться за время дистанционного обучения. Живое общение не сможет заменить виртуальное, каким бы удобным оно не было.

Комментарии

Все новости рубрики Общество