В большой семье все равны

Просторный дом для приёмной многодетной семьи Подшиваловых из Мостовского

Четыре года назад, когда «Сельская новь» писала про семью Подшиваловых из Мостовского, в ней было пятеро детей, двое из которых - приёмные. Теперь семья увеличилась вдвое, здесь десять детей и даже два внука.

В большом доме с утра до вечера - шум и суета. Старшие сын и дочь уже живут самостоятельной жизнью в городе, остальные восемь детей пока под маминым крылом.

О большой семье Людмила Владимировна мечтала с детства, но после того, как родила трёх сыновей, Людмила уже не могла иметь детей, а ей очень хотелось дочку. Тогда они с мужем и решили взять девочку из детского дома.

Чтобы ей не было скучно с мальчишками, забрали сразу двух сестёр — Лену, девяти лет и Вику, четырёх лет. Это было 11 лет назад. Хотели деток до года, чтобы растить, что называется, «с чистого листа». За малышами в детских домах всегда большая очередь, взрослых деток, увы, берут реже. «Но они не меньше нуждаются в заботе и внимании», – подумала Людмила.

Следующее пополнение в семье случилось 4 года назад, когда Людмила уже жила без мужа. Даша и её брат Джамиль после лишения их родной матери родительских прав даже не успели попасть в детский дом. Людмила забрала их сразу же из больницы. Органы опеки уже знали её как хорошего и ответственного приёмного родителя и, когда Людмила предоставила пакет документов, быстро дали согласие. У мальчика проблемы со здоровьем, и сейчас она каждый год возит его на обследование.

Год назад позвонили из органов опеки и предложили Людмиле Подшиваловой принять в семью ещё деток. Она как раз уволилась из школы, где работала учителем начальных классов, и решила: «А почему бы нет, ведь всё равно сижу без работы, а дом большой, места много, всем хватит». Так появилась Саша с братьями Димой и Максимом. Всю дорогу из Шадринска они звали её по имени-отчеству, но как только переступили порог дома, стали называть её, как и остальные дети, - мама. «С самым маленьким, Максимом, поначалу было трудно, - вспоминает Людмила Владимировна, - первое время он был «колючим» и не подпускал к себе». Но потом мальчик оттаял, и сейчас не отстаёт от Людмилы ни на шаг. Она научила его читать, занималась с его старшими братом и сестрой, у которых есть отставание в психическом развитии. Они учатся в коррекционной школе, где занимаются с психологом и логопедом.

Все дети быстро приняли и полюбили новую маму, потому что чувствуют её абсолютно искреннее и доброе отношение. Самые младшие «липнут» к ней и шумно спорят, кто любит маму больше. А всеобщий любимец и главный «мамин хвостик» большеглазый Джамиль мечтает свозить её в Париж и купить ей новое платье и духи. «Только не на самолёте, - добавляет мальчик. - Поедем на поезде».

Родной сын Даниил поначалу немного ревновал маму к приёмным детям, но потом понял, что любви и внимания у неё хватает на всех. Теперь он считает всех их своими братьями и сёстрами и привилегий для себя не требует.

Ребята почти не вспоминают прошлую жизнь, хорошего там было мало. Людмила дарит им ту любовь и ласку, которой не дали родные матери. «Я даже, когда и ругаю их за что-то, говорю им, что делаю это не потому что я плохая, а просто хочу их чему-то научить, хочу чтобы из них выросли настоящие люди. Они всё понимают у меня, они молодцы», – делится многодетная мама.

Жизнь детей наполнена с утра и до вечера - они играют, лепят, мастерят поделки и во всём помогают маме и друг другу. Почти никуда не выходят, просто не хотят, потому что дома им хорошо, здесь они окружены теплом и заботой. А дом большой, места хватает всем, 12 комнат: детские, спальни, общий зал и игровая - самая шумная комната. Здесь идёт бойкая торговля в игрушечном магазине, в другом углу врач принимает больных, а девочки играют в старые добрые «дочки-матери».

Несмотря на свою непростую прошлую жизнь, все ребята на удивление покладистые, добрые, самостоятельные, отзывчивы и сплочённые. Всё делают вместе с мамой: готовят, стирают, убирают, полют грядки, собирают ягоды, варят варенье. В разговоре с энтузиазмом рассказывают, как правильно включать стиральную машину, и чья сейчас очередь мыть посуду. 17-летняя Вика, когда мамы нет дома, отвечает за обед, 14-летний Даниил - на строительстве, обшил дом снаружи и постелил полы. Маленькие помогают ему по мере сил - подносят гвозди и инструменты. И всё это даже без просьб и уговоров, по собственному и искреннему желанию помочь маме, братьям и сёстрам. Даже посторонний человек видит и чувствует такое душевное отношение друг к другу.

А вот в селе не все относятся с пониманием к Людмиле Подшиваловой. Есть и те, кто обвиняют её в корысти. «Осуждают за любую крупную покупку», - рассказывает Людмила Владимировна. От государства она получает вознаграждение как приёмный родитель и выплату на содержание каждого ребёнка. В месяц действительно выходит неплохая сумма, но ведь столько детей... Каждого нужно накормить, одеть, обуть, обеспечить всем необходимы, свозить в больницу или ещё куда-то. Расходов получается ничуть не меньше. Людмила старается не обращать внимания на такие разговоры. Да ей и некогда обсуждать это, кому-то что-то доказывать, у неё и без этого хлопот хватает.

На вопрос, смогла бы или нет она сейчас взять совсем маленького или нездорового ребёнка, Людмила отвечает честно: «Нет, сейчас уже, наверное, нет. Детей много, а малыш или тем более ребёнок с проблемами здоровья требует очень много внимания. Остальные дети почувствуют себя обделёнными. Да и силы уже не те, что раньше, у меня и так забот много».

Сейчас всех надо подготовить к школе, кстати, учатся все на 4 и 5. А Вику скоро отправят в Шадринск, где она будет учиться на штукатура-маляра.

Дети, которые вылетают из семейного гнезда, приезжают сюда часто, теперь уже сами с детьми. Малыши тоже обещают, что когда станут взрослыми, будут врачами и учителями, не забудут дорогу домой и будут приезжать к маме в гости.

Яна Паустовская

Комментарии

С 1 марта владельцев ферм могут оштрафовать за отсутствие маркировки животных

Все новости рубрики Общество