«Ещё не знают на земле страшней и радостней дороги…»

К 75-летию снятия блокады Ленинграда посвящается...

Уходят в небытие годы войны за свободу и независимость Отечества, но не меркнет значение Великой Победы над фашизмом. В этом году исполнилось 75 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Гитлеровцам не удалось захватить город ни с ходу, ни штурмом, ни осадой, ни измором. Войска Красной Армии в ходе 900-дневной обороны не сдали город врагу, сковали крупные силы противника и всю финскую армию, способствуя победам на других фронтах. Оборона Ленинграда стала символом мужества и героизма советского народа, его Красной Армии.

 

«Непромокаемая» дивизия

Водружение Знамени Победы над рейхстагом началось в сражениях и победах под Москвой и Сталинградом, Курском и Ленинградом. Память остаётся с нами о тех военных годах. Память о наших земляках, сложивших головы на полях сражений, и тех, кто дожил до Победы. Прослеживая конкретные судьбы, ещё острее воспринимаешь то невероятно трудное время. Житель села Ожогино ефрейтор Александр Яковлевич Кривоногов, свёкор моей сестры Нины Яковлевны Кривоноговой, был участником обороны Ленинграда. До войны он работал в МТС водителем, был женат. Своего первенца-сына он увидел лишь в 1946 году. В июле 41 года, получив повестку на фронт, он сказал жене Антонине: «Будет мальчик — назови Александр, родится девочка - дай имя Шура».

Две недели спустя солдат оказался в составе 128-й стрелковой дивизии у озера Ильмень, юго-западнее Новгорода. Дивизия отступала с боями от границы. К сентябрю 41-го дивизии как таковой уже не было. Полками командовали лейтенанты, сержанты - батальонами. На берегу Ладожского озера дивизия формируется в четвёртый раз и занимает оборону от южного берега озера Ладога до рабочего посёлка №4. Здесь бойцы вели оборонительные бои до середины января 1944 года, принимали участие в боях 1-й и 2-й наступательных Синявинских операциях. С Синявинских высот немецкая артиллерия вела огонь по Ленинграду. Сейчас известно, что в боях участвовало 300 тысяч бойцов Красной Армии. Но успеха операции не имели. Живых осталось только 20 тысяч. Вечная память погибшим...

128-ю дивизию солдаты называли «непромокаемой» - три года она стояла в болотах. Машин в подразделении не было, поэтому Александра Яковлевича направили в полковую разведку 741 полка. После войны он рассказывал жене Антонине, что в разведке везуч был, возвращался с данными о противнике, бывало, «языка» приводил: «Днём и ночью в засадах и секретах вёл я с товарищами наблюдение за вражеской стороной. Выявляли передвижения фашистских войск, обнаруживали доты, пулемётные засады. Случалось притаскивать раненых и убитых товарищей из нейтральной полосы. За это время промокнешь, замёрзнешь, сгрызёшь сухарь, но ведёшь наблюдение», - вспоминал фронтовик.

Уже в конце жизни я встречался с ветераном, он был парализованным. Фронтовик рассказал мне про случай, который мучил его всю жизнь. Как-то в ночном поиске он во вражеском окопе схватился врукопашную с немцем: «Этот рыжий немец меня и сейчас достаёт. Он сильный оказался, хлестанул меня кулаком по спине. Вот теперь из-за этого, наверное, и парализовало. Зарезал я его», - горестно проговорил он. Я понял, что эта тяжесть угнетала всегда его сердце. Простой миролюбивый крестьянский парень не был готов убивать людей. Одно дело – техника, другое – рукопашный бой. Это поистине страшно убивать, пусть и врага. Кстати, ему повезло, сам солдат ни разу не был ранен. Но, что он пережил!..

 

«Дорога жизни» - ниточка надежды

Зима 41-го началась рано и была необычно суровой. В городе начинался голод. Принимается решение организовать дорогу по льду Ладожского озера. С войск армий Волховского фронта отзываются водители. Александр Кривоногов отзывается из разведки и поступает в 741-й полк, получает автомобиль ГАЗ АА и направляется в часть для перевозки грузов в осаждённый Ленинград. Позже её назвали «дорогой жизни», а в то время она была ниточкой надежды для умирающих от голода блокадников. При въезде на «дорогу» был плакат «Водитель помни: каждые 2 рейса спасают 10 тысяч жизней». По Ладожскому озеру солдат вёз в осаждённый город продукты. Назад - раненых бойцов, жителей. Эта ниточка надежды длиной 35 км по льду озера от посёлка Кобона до посёлков Кокорево, Ваганово, Осиновец. Навигация по Ладоге прекратилась 25 ноября. А 22 ноября уже пошли первые машины с грузом для Ленинграда. Корабли и машины двигались параллельно друг другу! 15 км от вражеского берега. За первый месяц дорога менялась 4 раза. Работа водителя требовала самоотверженности и мужества, её приходилось вести в любых погодных условиях: лютых морозах, леденящих ветрах, пурге, артобстрелах и налётах вражеской авиации. Среди наших лётчиков было негласное правило - сбил самолёт врага над Ладогой, в воздухе расстреляй лётчика врага.

Бойцы 128 дивизии отражали атаки фашистов в попытках по льду пробиться к «дороге жизни». С конца ноября начались необычайно сильные морозы и метели. В этих условиях водители часто теряли ориентировку. В результате только 29 ноября 1941 г. было потеряно 52 автомашины. Водители стояли на подножках и в случае опасности провала машины под лёд должны были выпрыгнуть. Если рядом тонет машина с людьми, ты не должен останавливаться, иначе погибнешь сам - держи дистанцию. И так каждый день по 2-3 раза на лёд коварного озера. Приедет из рейса, снимет шапку, в них сухарей насыплют — вот тебе завтрак, обед и ужин. Пока разгружают, загружают - разрешалось отдохнуть. Обессилевшие шофёры просто падали на еловые лапы, служившие постелью, и мгновенно засыпали. Случались поломки машин. Ремонтировались, придумывали что-то и далее в рейс. Например, выходили из строя рессоры. Их заменяли автомобильными покрышками.

Александр Яковлевич возил грузы для полка. Снаряды можно было подвести только по Синявинским болотам, так как кругом были немецкие войска. По болотам проехать было нельзя, поэтому делали настилы из брёвен, подвозили снаряды только ночью и без света. Впереди шёл солдат и показывал дорогу, а если ночь была тёмной, то солдат на плече нёс белое полотнище.

 

101 день подвига!

Ледовая переправа в зиму 1942-1943 года представляла ещё большую опасность, чем годом ранее. Ефрейтор Кривоногов снова вёз грузы по льду в Ленинград. В результате мягкой зимы с частыми оттепелями лёд часто взламывался, и это приводило к ещё большему числу провалов. Но «дорога жизни» даже в таких условиях продолжала действовать вплоть до 24 апреля 1943 года. Наш земляк за этот период совершил 101 поездку, каждую можно считать за подвиг! По приказу двери автомобиля были сняты - только брезент. При бомбёжках было очень страшно - бомбы падали в колонну грузовиков, гибли люди. Они думали, что спаслись от смерти в блокадном Ленинграде, но смерть настигала их по дороге. Было страшно видеть убитых детей на льду озера. Поэтесса Ольга Берггольц написала: «Ещё не знают на земле страшней и радостней дороги…».

Во вторую зиму оборона была налажена хорошо. Несколько дивизионов ПВО, истребительная авиадивизия, дивизия НКВД, морские пехотинцы не давали врагу перерезать артерию. Прикрытие стало настолько мощным, что машины могли идти с включенными фарами. Когда машина проваливалась под лёд, фары ещё долго светили из-под толщи воды. Водители называли эти погибшие машины «светляками». Повезло Александру Яковлевичу на Ладожском льду, уцелел. В июле 43-го года приказом ефрейтор Кривоногов награждён медалью «За оборону Ленинграда».

 

От Пскова до Праги

В 1943 году Александр Кривоногов переведён водителем в 292-й артиллерийский полк. Генерал Бычевский вспоминал: «Кто из воинов, сражавшихся летом 1943 года под Ленинградом, не помнит Синявинских болот! Даже ночью тебя мутит от зловонных испарений, от смрада непрерывно тлеющего торфа. За неделю преют и расползаются на солдатах гимнастерки. Узкие тропы между квадратами торфяных выемок пристреляны миномётами противника». В январе 1944 г. бойцы 128 дивизии форсировали р. Великую и освободили от врага Псков. Дивизия получила почётное наименование «Псковская». Далее в боевой биографии ефрейтора Кривоногова был III Прибалтийский фронт, бои в Эстонии, где в рядах врага сражались эстонский корпус СС, добровольцы датчане, норвежцы, финны. После взятия г. Тарту дивизию перебрасывают в состав I Украинского фронта. Здесь наш земляк принимал участие в Сандомирско-Силезской операции. Освобождал с однополчанами города Глейвиц, Беутен, Катовице, громил окружённую группировку врага в г. Оппельн, вёл бои около г. Бреслау. Но особенно тяжело вспоминал Александр Яковлевич форсирование реки Одер. На отдельных участках льда не было, шла шуга. Крутые берега обледенели. Мороз, частые снегопады затрудняли подготовку к переправе и захват плацдармов на левом берегу. Лишь кое-где по льду можно было переправить пехоту с лёгкими орудиями. Переправа через Одер была адским местом. Лодки с бойцами шли к берегу сквозь свинцовый шквал. Бойцы часами под пулемётным огнём находились в ледяной воде. Жертвуя собой, они бросались на пулемётные точки, карабкались на крутой берег, срывались и опять двигались вперёд. Много храбрых солдат и офицеров полегло на тех берегах. В ответ на огонь немцев наши артиллерия и танки с восточного берега подавляли их огневые точки.

После Одера продвигались далее по Германии, вели бои и освобождали города. За взятие городов Нейсе и Леобшютц 292-й артполк награждён орденом Александра Невского. В начале мая 1945 года 128 дивизия перешла в наступление на г. Прагу, освободила г. Червленый Костелец и 10 мая 1945 года закончила боевые действия.

В наградном листе на А.Я. Кривоногова сказано: «В боях на территории Германии ефрейтор Кривоногов вывозил орудие в боевые порядки пехоты, в боях подносил снаряды к орудию, под артиллерийским огнём вывозил раненых с поля боя. Участвовал в боях за г. Глейвиц, Беутен, Гроттау, Гинденбург. Достоин награждения ордена Славы III степени».

В июне 1945 года 128-я стрелковая Псковская Краснознамённая дивизия расформирована. В Пскове есть улица, названная в честь 128-й стрелковой дивизии. В 1946 году мл. сержант Кривоногов демобилизовался и вернулся в родное село, где всю жизнь проработал на благо родного края.

Леонид ДЕРНОВ.

г. Полтава.

 

P.S

Нина Яковлевна Кривоногова из с. Ожогино написала к статье брата небольшое стихотворение.

От Востока до Запада
Протянулась Великая Русь,
От скольких пострадала,
Я судить не берусь.
На тебя нападали
Поляки и турки, французы и шведы,
И немцы, японцы...
Но всегда над тобою
Поднималось вновь солнце!
Но в последней войне
Много ты потеряла,
Убивали и жгли,
Ты из пепла вставала.
Пусть живут люди в мире
И все будут дружны,
Не нужны нам потери,
Войны нам не нужны!

 

Битва за город на Неве - самая длительная в ходе Великой Отечественной войны. Она продолжалась с 10 июля 1941-го по 9 августа 1944 года.

В первую зиму существования «Дороги жизни» в окрестностях Ленинграда стояли лютые морозы – в ночь на 31 декабря было зафиксировано -51,7 °С. В «Ленинградской поэме» Ольгой Берггольц описан случай, когда у одного из шофёров в рейсе заглох мотор. Он собирался попробовать его запустить, но руки от мороза одеревенели настолько, что он едва мог оторвать их от руля. Чтобы как-то отогреть руки и иметь возможность оживить двигатель, он облил ладони бензином и поджёг: «И вот – в бензине руки он смочил, поджёг их от мотора; И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера. Вперед! Как ноют волдыри, примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарне до зари».

 

Комментарии

Все новости рубрики Ветераны