«Если мы войну забудем, вновь придёт она»

Село Спицыно стало второй родиной для ветерана войны, учителя Марии Тимофеевны Кошутиной.

Более сорока лет она жила, работала в Шатровском районе, учила детей, просвещала на лекториях взрослых. В отличии от других героинь редакционного проекта «Женщины Победы» Мария Тимофеевна не брала в руки оружие, не стреляла, не ходила в разведку. Она совершила другой, возможно, более значимый подвиг — спасла от голода, бомбёжек сотни детей, пережила все 900 дней блокады Ленинграда.

Война глазами женщины
Сегодня в Спицынском музее хранятся воспоминания М.Т. Кошутиной о военных годах, есть её фото. Ещё больше материалов и свидетельств о её жизни находятся у её родственников в Саратовской области, среди которых выписки из приказов учреждений, где она работала, письма родных, дневник бесед о блокаде Ленинграда, телеграммы, удостоверение ветерана, пропуск на право въезда в Ленинград, характеристики её с места работы и документы о вручении правительственных наград. Есть даже ложка, с которой она прошла через всю блокаду.
Эту женщину я знал лично, жили в одном селе. Наше поколение она уже не учила, но часто приходила в школу, рассказывала на классных часах о блокаде Ленинграда, как она с коллегами копала противотанковые рвы. Работа была физически очень тяжёлая, и поэтому всем помимо хлеба выдавали по маленькой котлетке из конины. Помню, что Мария Тимофеевна никогда не проходила мимо нас, детей, чтобы не расспросить, чем мы занимаемся, как учимся.
Чтобы отстоять Родину от фашистских захватчиков, многим женщинам пришлось стать солдатами и принести величайшую жертву на алтарь Победы. Женщины грозных сороковых наравне с мужчинами защищали страну и отстояли мир. Но, к сожалению, всё, что нам известно о войне, известно в основном с мужского голоса, с мужских слов. Женская память о войне. Какая она? Когда слушаешь, читаешь их рассказы, то перед глазами встаёт совсем другая война, с другим цветом, пространством, лицом.

Время помнить и ценить, что значил хлеб
Мария Тимофеевна Кошутина (Маслякова) родилась 27 июня 1911
года в семье крестьянина-бедняка в с. Александров-Гай Саратовской области.
В 1923 году окончила начальную школу и дальше учиться не было
возможности, так как за ученика нужно было вносить зерно и дрова. В 1929
году вступила в комсомол. Комсомол направил её учиться в вечернюю школу
взрослых повышенного типа, в 1931 году окончила 9 классов. Работала в
избе-читальне, а с осени 1932-го по август 1933 года – учительницей 2-3
классов. С сентября 1933 года стала студенткой Ленинградского педагогического института им. Герцена, который окончила в 1937 году. По путевке наркома Мария Тимофеевна была направлена инспектором Ленинградского Облоно по детским садам и детским домам.
В период Великой Отечественной войны Мария Тимофеевна находилась в блокадном Ленинграде, занималась эвакуацией детских домов Ленинградской области. Из её памяти долго не стирались страшные видения: промерзшие стены домов со сползающими вниз следами пальцев, трупы исхудалых, похожих на подростков людей, огромные, всё понимающие голодные глаза детей… И бомбежки, обстрелы, взрывы. Тревога и боль за детей вошли в сердце педагога с первых дней войны. 30 июня 1941 года Мария Тимофеевна получила секретный пакет. Отправляясь в командировку, она не знала ещё, что её ждёт.
В Пскове – масса беженцев из западных областей, из Латвии. На поезд невозможно попасть, до г. Остров пришлось добираться с воинским эшелоном. Только в Островском райкоме партии Мария Тимофеевна узнала, что в пакете - маршрут эвакуации детского дома. Ещё днём ничего не напоминало войну: млели под солнцем липы, в городе было тихо, без спешки получили деньги в Госбанке на проезд. А вечером начался страшный обстрел. Как взъерошенные воробушки, сидели дети во рвах около детдома. Им было по 8-9 лет. Как быть до утра? Ведь эшелон дадут только утром.
Прибежал взволнованный военный и сообщил, что немецкие танкетки уже в 15 км от Острова. Там идут бои. Он посоветовал спешно уходить из города. Мария Тимофеевна, директор детдома Барыгин и 120 малышей с заплечными мешочками отправились берегом реки на восток. А ночь-то, ночь – бела! Видно всё кругом! 12 км прошли дети и встретились у деревни под соснами с воинской частью. Солдаты напоили ребятишек, упрятали их в кусты. Они ждали приказа идти в бой или отступать. И как ни горько было это отступление, но солдаты были рады спасти ребятишек и приняли их на свои машины.
В Бологом всех эвакуируемых детдома сформировали в один эшелон и отправили в Ивановскую область. Тут и простилась с ними Мария Тимофеевна.
24 июля 1941 года ей довелось отправлять с Московского вокзала около пятисот воспитанников и воспитателей пяти детдомов в Кировскую область. После этого выполняла оборонные работы на станции Тигода, в районах Кириши, Пулково, Средняя Рогатка, завода «Электросила».
Суровую судьбу Ленинграда ей пришлось разделить со всеми его жителями. Читаем её записи о блокаде Ленинграда: «Норма хлеба была сокращена с продвижением немцев к Ладожскому озеру. Со 2 сентября 1941 года хлеб рабочим выдавали 600 г, служащим — 500 г, иждивенцам и детям — 400 г, а после первой бомбежки 8 сентября соответственно – 500, 300, 250, с 20 ноября – 250, 125, 125, солдатам Ленинградского фронта – 300 г. Хлеб был низкого качества из разных смесей (целлюлозы, хлопкового жмыха, мучной пыли из мешков и обойной пыли, кукурузной и ржаной муки). На вкус хлеб был очень горьким.
Поэт Николай Тихонов писал: «Пусть наши супы водяные, пусть хлеб на вес золота стал. Мы будем стоять как стальные, потом мы успеем устать».
Далее в своих воспоминаниях учительница пишет: «В булочной я получала 125 г блокадного хлеба, маленький чёрный кусочек на вкус горьковатый. Иногда сразу съедала, а чаще делила его на три части: на утро, обед и вечер. Ложилась спать со словами: «Утро вечера мудренее».

Люди железной воли и выдержки
Мария Тимофеевна делила с ленинградцами мизерный паек, обстрелы и бомбежки, оборонные работы. В самые трудные дни она стала членом партии.
Теперь мы знаем, что хотели сделать фашисты с Ленинградом: стереть его с лица земли. Так был ненавистен Гитлеру этот город, в котором в ответ на бомбежки и обстрелы сочиняли музыку и учили детей, сажали картошку у Исаакия и ходили за водой на Неву, ремонтировали танки и писали стихи. Здесь каждый дом был баррикадой. Город выпускал военное оружие и боеприпасы, пушки и танки, самые современные реактивные машины и корабли. Ленинградцы показали, что они – люди железной воли и выдержки, патриоты своего города.
Сообщение блокадного Ленинграда со страной поддерживалось только по воздуху и под бомбежкой по Ладожскому озеру. По некрепкому льду озера была проложена «Дорога жизни», по которой под обстрелами и вражескими бомбами отважные советские воины и шоферы подвозили боеприпасы, топливо, продовольствие, вывозили раненых и эвакуировали людей. История Ладожской «Дороги жизни» - это поэма о стойкости, мужестве и упорстве советских людей. «Дорога жизни» спасла 550 тысяч человек. Именно этой ледовой дорогой добиралась Мария Тимофеевна до Тихвина, принимала с машин обмороженных ребятишек, организовывала детские дома в освобожденных районах Ленинградской области. Вот как выглядел первый детдом: в большом протопленном доме настелили на полу соломы, в чугунах наварили картошки – и спать. День и ночь охраняли Мария Тимофеевна вместе со своим мужем Яковом Гавриловичем Кошутиным детей, которые были им безмерно благодарны и после войны. В то время на территории Псковской области, где Мария Тимофеевна работала по заданию обкома партии в качестве заведующей сектором детских домов, было организовано 14 детдомов, в них находились дети, пострадавшие во время вражеской блокады и военных действий в районах Ленинградской области.
Только в мае 1945 года Мария Тимофеевна вновь вернулась в Леноблоно и работала на прежнем месте до мая 1947 года. В мае 1947 года они вместе с мужем выехали по месту его жительства в Курганскую область. Кстати, наш земляк Яков Гаврилович Кошутин прошёл всю войну, награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, имел ранение и контузию. После войны в звании ст. лейтенанта занимал должность помощника начальника 6-го отдела в Германии. После демобилизации работал учителем физики и математики в Спицынской школе, а Мария Тимофеевна вначале была завучем Сладчанского детдома, а в 1952 году была переведена учителем географии в Спицынскую школу. М.Т Кошутина является почётным гражданином села Спицыно Шатровского района. Инициативный и знающий педагог, она всегда активно участвовала в общественной жизни, была агитатором, политинформатором, председателем женсовета. На пенсию вышла в 1967 году. Среди многочисленных наград Марии Тимофеевны - медали «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», юбилейные медали, множество грамот. Марии Тимофеевны Кошутиной не стало 22 апреля 2006 года, немногим более двух месяцев она не дожила до своего 95-летия.
Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии берёзок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли. Вот такие были они, ленинградцы, выдержавшие на своих плечах все тяготы блокады, не спасовавшие перед трудностями, люди великого мужества, героизма и стойкости. Светлая им память...

Послевоенная песня
Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла.
А в реке – меж берегами –
Кровь-вода текла.
Были чёрными берёзы,
Долгими – года.
Были выплаканы слёзы
Вдовьи навсегда.
Вот опять пронзает лето
Солнечная нить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Эта память – верьте, люди, –
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем,
Вновь придёт война.

Роберт Рождественский.

856 детей в годы войны эвакуированы из Ленинградской и Московской областей в Шатровский район. Их разместили в шести детских домах в Шатрово, Саломатовой, Ирюме, Ильино, Мостовском, Сладчанке. Многие эвакуированные семьи с детьми жили вместе сельчанами в их домах, ходили в школу с деревенской ребятнёй.

Комментарии

Все новости рубрики Ветераны