Их мужество и подвиг нам пример

Рассказ о земляке-партизане Иване Никитиче Неустроеве из деревни Луговой (Чёрной).

Ещё одно приятное известие получили журналисты районной газеты «Сельская новь» - откликнулась младшая дочь партизана-разведчика Ивана Никитича Неустроева Ирина Ивановна Галанина. Она принесла в редакцию фотографии, кратко рассказала о семье, об отце.

 

Партизанил на смоленщине и в Белоруссии

Иван Никитич Неустроев родился в 1915 году в деревне д. Чёрная (сейчас называется Луговая) Самохваловского сельсовета Шатровского района. Окончил 4 класса, а с 15 лет пошёл работать в колхоз. С 1937 по 1939 годы проходил срочную военную службу в артиллерийских войсках. В первые дни Великой Отечественной войны Ивана Неустроева вновь призвали в армию. 28 июня 41-го его воинский эшелон двигался к Смоленску. Их подразделение было брошено на помощь отходящим частям Красной армии с территории Украины. Именно здесь большие силы наших войск попадали в кольца вражеского окружения. Многие бойцы небольшими группами с боями прорывались из окружения. Прорвался и наш земляк, красноармеец Иван Неустроев. Уже в июле 1941 года он вступил в партизанское движение на смоленщине и продолжил бить врага и пособников фашистов.

По имеющимся у нас архивным сведениям, в мае 1942 года Ивана Никитича Неустроева включают в разведгруппу партизанского отряда под названием «Тринадцать». Во время боестолкновений он был ранен. Позднее его представили к боевой награде - медали «Партизану Отечественной войны II степени». В наградном листе его командиры запечатлели боевые отличия партизана Ивана Никитича Неустроева: «В декабре 1942 г., выполняя боевое задание по разведке в г. Демидове, возвращался в партизанский отряд. Заблудился и с обмороженными ногами, голодом 10 суток искал место новой дислокации полка. Принёс ценные данные в полк. В мае 1944 г. на железнодорожной полосе Борисов-Орша во главе группы подрывников пустил под откос вражеский эшелон. Являлся участником многочисленных боёв с немецкими захватчиками в составе партизанского отряда».

В июле 1944 года партизанский полк «Тринадцать» соединился с действующей армией. Младший сержант Неустроев продолжил службу в противотанковой артиллерии в 71-м учебном артполку, выполнял обязанности орудийного номера.

 

И в работе на первом плане — долг и честь

В октябре 45-го наш земляк вернулся домой. Солдату было 30 лет, а за плечами 8 лет службы, из которых 4 года страшной войны. Иван Никитич женился на молоденькой девушке (на 12 лет его моложе) Марии Григорьевне. Каждые 4 года в их семье было пополнение. Они воспитали трёх дочерей — Нину, Елену, Ирину и сына Михаила. Все они сейчас живы. Род Неустроевых продолжают 9 внуков и ещё больше правнуков.

В мирное время Иван Никитич выучился на ветеринарного санитара, трудился на ферме, много уделял общественной работе — был депутатом от Помаловского избирательного округа. Последние годы работал в д. Луговой продавцом. Как известно, на эту должность назначали ответственных, порядочных и уважаемых на селе людей. От районного райпотребсоюза неоднократно награждался почётными грамотами, подарками. В 1980 году удостоен звания «Ветеран труда», а в 1985 году награждён орденом Отечественной войны II степени.

Иван Никитич с гордостью вспоминал, что ему пришлось защищать Родину со многими отважными людьми. Плечом к плечу он уничтожал фашистских захватчиков с Героями Советского Союза командиром особого партизанского полка «Тринадцать» Сергеем Владимировичем Гришиным, партизанами Петром Антоновичем Галецким, Михаилом Алексеевичем Егоровым. Именно последний в штурмовой группе вместе с мл. сержантом Кантария и лейтенантом Берестом 30 апреля 1945 года подняли Знамя Победы в Берлине над рейхстагом. За этот подвиг сержант Егоров удостоен звания Героя Советского Союза. Это были люди, испытанные маршами и боями, пулями и голодом, холодом и лишениями. Они довели войну до победного окончания!

… Почти полвека прожили в любви и согласии супруги Неустроевы. Любили семейные праздники, на которых вместе исполняли народные песни. Глава семьи вёл здоровый образ жизни, никогда не курил, не злоупотреблял спиртным, был заядлым грибником. Может поэтому прожил долгую жизнь. Сердце ветерана перестало биться в 1998 году. Хочется верить, что память о земляке-разведчике останется не только на газетной странице, но будет увековечена на музейных стендах, экспозициях.

 

Особый партизанский полк «Тринадцать»

В ноябре 1941 года у д. Фомино Дорогобужского района Смоленской области на базе группы военнослужащих, не вышедших из вражеского тыла, и из местных жителей начал организовываться отряд. Вначале он назывался по фамилии командира, а с апреля 1942 г.— отрядом «Тринадцать». К лету 1942 г. отряд численно вырос и развернулся в особый полк «Тринадцать». Партизанским полком командовал Сергей Гришин. Его фамилия хорошо была известна фашистам. Она постоянно мелькала в донесениях, на «банду Гришина» немцы устраивали облавы. Но уничтожить никак не могли. Действовал полк в районах Смоленской области. В конце апреля 1943 г. перешёл на территорию Белоруссии (Могилевская и Минская области). Численный состав полка - более трёх тысяч партизан. Сергей Гришин был учителем по профессии, командир, которому нет равных по эффективности действий среди других командиров партизанских отрядов. Он никогда не терялся и в любой обстановке находил выход из самого, казалось бы, безвыходного положения. Личная смелость этого командира, решительность, непреклонная воля в достижении поставленной цели и неунывающий характер снискали безграничное уважение и преданность не только бойцов, но и мирного населения. Отбор в отряд был очень строгий. Существовало общее правило: какое бы звание ни имел новичок, он должен пройти испытание в качестве рядового. Подвижность, постоянно меняющаяся тактика партизанских налётов ставили в тупик лучших фашистских специалистов по партизанским делам. Тонкая интуиция командира партизанского полка, верный расчёт, знание обстановки позволяли ему точно определить начало любой операции, место нанесения удара, количество задействованных партизан. Партизаны появлялись словно из-под земли, и так же быстро исчезали, не давая фашистам опомниться.

Напуганные фашисты при появлении отряда Гришина бросали на его уничтожение огромные силы. Но грамотное несение караульной службы, расстановка секретов, тщательная разведка, тесная связь с местным населением позволяли отряду своевременно распознавать опасность: отряд ни разу не был захвачен врасплох, не понес напрасных потерь. Шестнадцать раз гришинцы попадали в окружение, однако всякий раз Гришину удавалось вывести отряд из кольца.

Фашисты пытались уничтожить и самого С. В. Гришина, неоднократно засылая в отряд диверсантов, были попытки и отравить его. Но чёткая работа службы безопасности сорвала все планы фашистов. Обещали они и огромную сумму за голову Гришина, но охотников не нашлось. Немцы забрасывали и самих гришинцев листовками. Вот вкратце их содержание: «Товарищи партизаны группы Гришина! Немецкое командование умеет ценить воинскую доблесть своих противников. Оно восхищается гибкостью вашей тактики. Из чувства человечности оно ещё раз обращается к Сергею Владимировичу Гришину и его группе: довольно кровопролития! Положение большевистских войск и лесных отрядов, безжалостно брошенных на уничтожение Германских армий коммунистическими правителями, безнадежно. Подумайте о своих семьях, которые ждут вас в послевоенной России живыми. Не мучайтесь на холоде, выходите из лесов. Всем офицерам, не исключая комиссаров и политруков, будут сохранены чины, холодное оружие и обеспечено хорошее обращение. Воспользуйтесь этим предложением как пропуском к немецким военным властям».

В ответ на эту листовку политрук конной разведки, поэт, впоследствии советский драматург, публицист Марк Максимов (Марк Давидович Липович) написал:

С нами немцу в ссоре жить неловко,
За кустом за каждым смерти жди.
И вопит испуганно листовка:
«Партизан, товарищ, приходи!»
То у дяди фрица сдали нервы.
Он излился в чувствах, чёрт возьми!
И нежнее самой тонкой стервы
Пишет объяснение в любви:
«Я давно о вас наслышан.
Жду вас днём и вижу вас во сне.
Пусть Сергей Владимирович Гришин
С группою своей придёт ко мне.
Милые, придите без разбора
Все, кто мёрзнет. Спит в бору сейчас».
- Дядя! Мы давно ушли из бора,
Но ответим, раз письмо для нас.
В страхе ты забыл назвать нас бандой
И зовёшь к обеду на бегу.
Но неловко нам: ведь за баланду
Многие перед тобой в долгу.
Впрочем, если ты тоскуешь в горе:
Не дождёшься ночью, ждёшь и днём.
Мы придём, «товарищ» немец, вскоре.
И не группой, а полком придём!
Принесём «закуски» мы богатой.
Встретимся опять к лицу лицом,
Как бокалом, чокнемся гранатой
И горячим угостим свинцом!

 

333 железнодорожных эшелона уничтожено соединением «Тринадцать» за годы войны. Кроме того, 2 бронепоезда, 1057 бронемашин, тракторов и автомашин, 36 складов с боеприпасами, 1591 платформу с техникой, 7 дрезин, 51 цистерну с горючим, 97 мостов, 19 промышленных зданий, 48 складов с продовольствием и обмундированием, десятки километров железнодорожного пути, 6 штабов, 5 немецких комендатур, 25 крупных гарнизонов, 18 полицейских участков, десятки тысяч немецко-фашистских захватчиков, офицеров и власовцев.

 

Уважаемые читатели газеты, жители и гости Шатровского района, ещё раз обращаемся к вам с просьбой помочь найти родственников солдат-земляков, участвовавших в партизанском движении (список фамилий опубликован в районной газете в №52 от 26.12.2019 г., на сайте и в группе газеты в соцсети ОК). В редакции есть архивные документы их подвигов. Мы хотим, чтобы о них знали потомки. Информацию можно передать по телефону 8 (35257) 9-22-82 или прислать на электронный адрес газеты selnow@mail.ru.

Комментарии

К 80-летию со Дня полного освобождения советскими войсками Ленинграда от блокады.

Фото ветеранов Великой Отечественной войны, наших земляков, посвятивших свою жизнь учительству.

Все новости рубрики Ветераны