Из династии шофёров...

Так повелось ещё с советских времён, День автомобилиста отмечается в последнее воскресенье октября.

В этом году он выпал на 31 число. Этот праздник отметят люди, для которых крутить «баранку» стало делом всей жизни. В бывшем Шатровском автотранспортном предприятии трудились настоящие профессионалы. Среди них два друга, напарники Андрей Владимирович Шмыков и Вячеслав Юрьевич Лютиков. С последним мы накануне праздника встретились и поговорили о годах былых.

Оба товарища одного года рождения, вместе учились, вместе начали подрабатывать в АТП ещё в школьные годы. Здесь у них работали отцы - Юрий Яковлевич Лютиков и Владимир Андреевич Шмыков. Поэтому в летние каникулы они всегда помогали им: мыли запчасти, наводили порядок в гараже. Со временем появился опыт, любовь к технике да и зарплату небольшую домой приносили.

Хотя корни освоить шоферскую профессию у Вячеслава Лютикова лежат ещё глубже. Шоферить наш герой мечтал с детства, а «виноват» в этом его дед Аркадий Петрович Паникаровский, который во время Великой Отечественной войны был единственным шофёром-мужчиной в Шатровском автоотряде, а в подчинении у него было восемь водителей-женщин. Кстати, и его жена Полина Евгеньевна Паникаровская также работала шофёром грузовика в автоотряде. До конца войны они без выходных доставляли различные грузы на железнодорожные станции, которые затем отправлялись на фронт. Всю жизнь дед посвятил себя работе водителя, уже в мирное время он удостоен звания «Лучший водитель области». Продолжил «шоферскую династию» отец Вячеслава - Юрий Яковлевич Лютиков, более 20-ти лет водил пассажирские автобусы. Поэтому после окончания Шатровской средней школы Вячеслав Лютиков особо не раздумывал над профессией — поступил в Петуховский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства на механика, а после его окончания сразу же устроился в Шатровское АТП. Сначала слесарем, а затем сел за баранку «Уральца».

Потом была двухгодичная армейская служба в Краснознамённом Дальневосточном военном округе в зенитно-ракетных войсках. В армии полученная профессия пригодилась, Вячеслав был механиком-водителем самоходной установки разведки и наведения (СУРН), которая предназначалась для обнаружения воздушных целей, определения их координат, а также для сопровождения и «подсвета» непрерывным электромагнитным излучением одной из них в случае выбора её для поражения. Машина очень дорогостоящая по советским деньгам — миллион рублей! Относиться к вверенной боевой технике приходилось с особой ответственностью. До сих пор В.Ю. Лютиков помнит наказы и приказы своего комбата Анатолия Малышева, которые выполнялись беспрекословно и в срок. Может, поэтому их батарея стала в военном округе победительницей в соревнованиях по боевой и политической подготовке. Об этом факте даже в журнале «Советский воин» напечатали заметку с упоминанием лучших бойцов, в том числе и нашего земляка.

После армии Вячеслав вернулся в свою родную «автороту». На разных автомобилях трудился он, сейчас от некоторых только названия остались, например, КАЗ-608 (Кутаисский автозавод выпускал машины «Колхида»). После «Олимпиады-1980» в Шатровское АТП дали автобусы ЛАЗ-695. Такой автобус после ПАЗиков, можно сказать, относился к бизнес-классу. Их внутреннее оформление было идеально просчитано – ковры в салоне и чехлы на сидениях... Водить такой автобус доверили именно Вячеславу Лютикову. Затем в послужном списке был «Икарус-256». Сейчас, конечно, трудно представить, но ещё не так давно практически единственным легальным способом покататься на «иномарке» была поездка на венгерском «Икарусе». Стать водителем «Икаруса» в нашей стране было дано не каждому.

- Действительно, этот автобус – иномарка во всех смысла слова, - говорит Вячеслав Лютиков. - Он удобен в управлении, комфортен, надёжен. Но он также требует и грамотного обслуживания, качественных запчастей и расходных материалов. Несмотря на дефицит «всего и вся», мы с напарником Андреем Шмыковым всегда старались «доставать» для автобуса всё самое лучшее. В нашем деле главное, чтобы машина была исправной. Какими бы профессиональными качествами человек ни обладал, без поломок не обойтись. Потому приходилось постоянно проводить технические осмотры, проверять – не износилось ли чего... Ну, а если уж все в порядке – смело отправляться в путь…

Надо сказать, что экипажи автобусов комсомольско-молодёжной бригады в честь XIX съезда ВЛКСМ (бригадир Виктор Аммосимович Журавлёв), в которой трудились Вячеслав Лютиков и Андрей Шмыков, неоднократно становились победителями социалистических соревнований, ударниками пятилеток. Их портреты публиковались в районной газете. Им же доверили очень ответственное задание. В 1994 году шатровский театр кукол «Микроша», руководителем которого была Галина Леонидовна Бородина (кстати, в 1992 г. театру присвоено звание «детский образцовый коллектив»), блестяще выступил на областном фестивале детских кукольных театров и стал победителем. Коллективу театра представилось право защищать честь области в г. Нижний Новгород. Но как ехать в такую даль, ведь надо везти декорации, реквизит, костюмы, детей 12 человек. Решили отправлять театр на «Икарусе» с самыми лучшими и надёжными водителями АТП — Андреем Шмыковым и Вячеславом Лютиковым. Как известно, 90-е годы - время непростое, задержки зарплат, на дорогах бандиты шалили, а путь - 2000 км только в одну сторону. Напарники разобрали сидения, уложили матрасы и для каждого ребёнка сделали спальное место. На еду тоже особо не тратились, продукты взяли с собой, готовили на «Шмелях» в походных условиях. Всё прошло без ЧП, наш театр хорошо выступил, получил заслуженные дипломы и благополучно вернулся назад.

Ещё одну страницу из истории АТП вспоминает ветеран с ностальгией — это культурно-массовая работа. Она была поставлена на очень высокий художественный уровень. Работники АТП активно принимали участие во всех сельских праздниках, проводах зимы. Наверное, многие шатровляне помнят их инсценировки «Свадьба в Малиновке», «Три мушкетёра», «Остап Бендер», «Бременские музыканты» и т.д. Вдохновителями и организаторами выступлений были Анатолий Петрович Политов (директор АТП), диспетчер Вера Завьялова (Семёнова), художник-декоратор Геннадий Прохоров, председатель профкома Вячеслав Лютиков. Интересен такой факт - день рождения автопредприятие и Вячеслав Лютиков отмечают в один день. Автоотряд (так первоначально называлось АТП) в Шатрово был создан 4 октября 1944 года, в этот же день, только в 1958 году, родился Вячеслав Юрьевич.

… Друзья напарники свою профессию передали сыновьям. У Андрея Владимировича Шмыкова сын Евгений — водитель, постоянно в дальних рейсах. У Вячеслава Юрьевича Лютикова сын Вадим начинал водителем автобуса, возглавлял Департамент дорожного строительства г. Кургана. А что самое приятное — капитальным ремонтом автотрассы Шатрово-Камышевка в этом году руководил он же. О такой дороге можно только мечтать!

...Хотя уже давно не работает Шатровское АТП, но каждый праздник ветераны предприятия собираются за чашкой чая в бывшей диспетчерской, вспоминают свою работу, опытных наставников, руководителей. Конечно же, переживают, что на месте, где они трудились, где стояли десятки единиц техники, автобусов, сейчас запустение, а на территории живут поросята...

 

59,7 млн транспортных средств зарегистрировано в РФ, из которых 46,8 млн - легковушки. Причём, почти половина всех легковых авто старше 10 лет. Профессия водителя входит в топ-10 не только самых востребованных, но и самых трудных и опасных. Причём, не только из-за риска попасть в аварию. Водителей также доводят пассажиры, на них нападают. Так что уровень стресса здесь не меньше, чем у полицейских и спасателей.

Комментарии

Все новости рубрики Ветераны