​Километры боевого пути старшего лейтенанта Борисова

Рассказ о ветеране боевых действий в Афганистане Александре Борисове.

Из 69 земляков, прошедших афганскую войну, лишь четверо прибыли для выполнения интернационального долга в Демократическую Республику Афганистан в офицерском звании. Трое стали офицерами уже после этой войны. Офицер – понятие многогранное. Это даже не профессия, это призвание, состояние души. Всем известно, что именно на командиров взводов, рот ложится большая ответственность за воспитание у солдат таких качеств как мужество, сила духа, честь и воинская доблесть. Сегодня наш рассказ о подполковнике в запасе, ветеране боевых действий в Афганистане Александре Валентиновиче БОРИСОВЕ.

 

Шинданд-Герат-Кушка

В ноябре 1981 года Александр Валентинович Борисов был направлен для прохождения военной службы в Демократическую Республику Афганистан в составе ограниченного контингента советских войск. Старший лейтенант служил в частях технического обеспечения и исполнял обязанности старшего инженера по автомобильной технике в отдельном ремонтно-восстановительном батальоне. Выполняя задачи технического обеспечения, ему часто приходилось командовать автомобильной колонной и совершать марши по дорогам Афганистана нередко и под огнём душманов. Основной маршрут движения колонн Шинданд – Герат – Кушка, протяжённостью 250 километров. 75 процентов территории Афганистана – горы, и на этом маршруте два больших перевала, с затяжными подъёмами и спусками. Действуя в отдалённости от своей воинской части, самостоятельно в тяжёлых климатических условиях необходимо было приложить максимум усилий, чтобы выполнить поставленную задачу, сохранить людей, не потерять оружие и технику. Один раз автоколонна под командованием Александра Борисова пришла в п. Туругунди (последний посёлок со стороны Афганистана перед Кушкой). Вечером было получено сообщение, что обстрелу подверглась автоколонна соседнего батальона, шедшая без боевого сопровождения. Старший лейтенант Борисов выехал в сопровождении двух БТР для выручки отставшей части колонны. По дороге попали в засаду и под обстрел душманов. Проскочив участок обстрела, через несколько километров боевая группа встретила неисправный БТР с гератского полка, который на одном двигателе не смог подняться на перевал. Отдав распоряжение подготовить БТР к эвакуации и встрече с противником, А.В. Борисов продолжил движение вперед к отставшей части колонны. Наступила ночная афганская тьма. В таких условиях через несколько километров встретили техническое замыкание колонны: МТО-АТ, три тягача с тремя неисправным машинами. В горах радиосвязь не действовала, только на равнине, помощи ждать было неоткуда. На обратном пути, взяв на буксир неисправный БТР, Александр Борисов отдал приказ на действие колонны при обстреле. На опасном участке дороги душманы устроили засаду. Колонна попала под шквальный огонь с гор. Но бойцы были готовы к такому исходу. И практически сразу по вспышкам с гор открыли ответный огонь. Огневые точки были подавлены, враг рассеян. Колонна прибыла в расположение части без потерь.

2 179 офицеров советской армии погибли при выполнении интернационального долга в период боевых действий в Афганистане. Среди них 5 генералов

Промедление смерти подобно

Командир колонны Александр Борисов считал, что в боевых условиях во время движения автомобилей на марше важнейшим условием сохранения личного состава и техники является сплочённость и боевая слаженность коллектива. Поэтому ещё до встречи с вражескими засадами он обучал водителей, как действовать в момент обстрела, тренировал каждого солдата для чёткого выполнения приказа. Постоянная кропотливая работа в этом направлении давала хороший результат и в боеготовности, и в сохранении жизней молодых ребят. Александр Валентинович рассказал, как доведённые до автоматизма профессиональные навыки, чёткое выполнение инструкций, быстрота и слаженность позволяли их подразделению успешно выполнять боевые приказы. Вот один из таких случаев. «Мы совершали марш на Кушку, – вспоминает ветеран, - вечером мне доложили, что на перевале за г. Герат оставлен разбитый бензовоз с топливом. Я получил приказ утром выехать с колонной техпомощи и эвакуировать бензовоз в часть. С получением приказа началась подготовка личного состава и техники. В пять утра колонна в составе двух БТР, эвакотягача КЭТЛ и порожнего бензовоза выехала к месту аварии. Прибыв к месту, я отдал распоряжение на боевое охранение. Все остальные военнослужащие начали налаживать перекачку топлива в другой бензовоз и подготавливать эвакуацию неисправного бензовоза. Место аварии находилось примерно на удалении 10-ти километров от посёлка Доаби и было очень удобным для нападения душманов с другого берега горной реки. В этой ситуации главным было выиграть время. Мои ребята действовали быстро и слаженно. Через 40 минут колонна с неисправным бензовозом уже поднималась медленно на перевал. Навстречу нам попалась машина с опорного пункта, которая шла за водой к речке. Недалеко от того места, где мы только что были, она была обстреляна душманами. Потом неоднократно душманы обстреливали колонны на этом участке дороги. Для них было очень удобно вести огонь с противоположного берега. Так как дорога проходила вдоль реки, над которой возвышалась отвесная скала».

За два года службы в Афганистане старший лейтенант Александр Борисов не потерял ни одного подчинённого, ни одного автомата и автомобиля. За усердие и храбрость, проявленную при исполнении интернационального долга в республике Афганистан, был представлен к награждению Правительственной наградой и присвоению воинского звания «капитан» досрочно.

 

Для справки

Александр Валентинович Борисов родился 26 ноября 1957 года в п. Юмас Тюменской области. В 1975 году поступил в Челябинское высшее военное автомобильное командное училище, после окончания которого проходил службу на офицерских должностях. С ноября 1981 года по октябрь 1983 года находился в составе ограниченного контингента советских войск в республике Афганистан в должности старшего инженера по автомобильной технике. С ноября 1987 года по октябрь 1998 года – преподаватель, старший преподаватель, начальник цикла эксплуатации и ремонта автомобильной техники на военной кафедре Саратовского ГТУ. В 1998 году уволен с военной службы с выходом на пенсию в воинском звании подполковник. С декабря 2000 года по июнь 2003 года работал начальником ДПО в СУ СН-МНГ г. Мегион, ХМАО. С сентября 2003 года по июнь 2010 года трудился преподавателем спецдисциплин в ПУ-24 с. Шатрово Курганской области. С сентября 2010 года по настоящее время работает преподавателем спецдисциплин (устройство, техобслуживание и ремонт автомобильного транспорта) в НКП и ИТ г. Ноябрьск, ЯНАО. Является экспертом регионального чемпионата WorldSkillsRussia по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». За годы службы имеет более десятка медалей, среди которых почётный Знак «Воину – интернационалисту», медали «За безупречную службу» III, II, I степеней, медаль «За отличие в военной службе» I степени, медаль «От благодарного афганского народа», медаль «Ветеран боевых действий» и другие. Женат. С супругой Любовью Григорьевной воспитали сына Вадима и дочь Надежду. Сейчас подрастают уже трое внуков — Юлия, Ксения и Кирилл.

 

 

Комментарии

Все новости рубрики Ветераны