Командировка в детство

Педагогический стаж династии Жикиных составляет 321 год!

Эти невыдуманные истории – проба пера. Никогда не писала так много и с настроением. Ведь сама я преподаю математику и от русского языка довольно далека. Воспоминания помогли окунуться в детство и посмотреть на своё прошлое детскими глазами, пройтись по родным улочкам, вспомнить дома и людей, которые там жили. Я благодарна судьбе, что принадлежу к большой учительской династии Жикиных, о которых я поведу свой рассказ.

 

Семья

Моих родителей познакомила школа. Двое молодых людей, Анисья Никитична Теплоухова и Иван Леонидович Жикин, соединили свои судьбы и жить бы им в любви и радости, но молодого супруга призвали в армию. В 1939 году родился сын. Великая Отечественная война надолго разлучила солдата с семьёй, нарушив все планы семейной жизни. Когда в 1945 году отец демобилизовался, дома его ждал 6-летний сын Гена. Затем в семье Жикиных появились дочки: Зина, Оля, Рая. Родители успешно окончили (заочно) Катайское педучилище. Все трудности преодолели мои дорогие родители, всем детям дали хорошее образование. Сын после окончания Мехонской школы получил образование в Чашинском молочном техникуме, стал опытным маслоделом. Дочки окончили Шадринский пединститут, учили детей в школе, все ветераны труда, награждены Почётными грамотами Министерства образования и науки РФ. Мы, дети, благодарны своим родителям за воспитание и образование.

Почему мы стали учителями? Да потому, что слишком хорошо знали эту профессию, впитали, как говорят, с молоком матери. Видели, как наши родители добросовестно работали и были довольны результатами труда, отношением к ним односельчан. Учителя и медицинские работники были на особом положении в селе. Если в магазин привозили товар, то продавали в первую очередь им. Да, было такое время и высоким был авторитет учителя на селе. К родителям часто обращались за советом, помощью. Отец неоднократно избирался депутатом сельсовета, активно занимался общественной работой. Родители имеют награды: медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». На пенсии родители помогали растить ещё и внуков.

 

Школа

Наша Сладчанская начальная школа располагалась в здании бывшего Никольского храма. Церкви строили в местах с хорошей энергетикой, поэтому аура школы была позитивная. Школа занимала половину здания со стороны входа в церковь, а вторая половина с алтарём служила складом и не отапливалась. То, что здесь когда-то проводились службы, напоминают изображения святых на стенах, которые проступали из-под известкового слоя. Колокольня снесена, большие камни гранита от неё втоптаны в землю около школы. А вот старинные ворота остались, изредка уцелели вековые тополя. В доме Кузнецовых Михаила Степановича и Марии Павловны я на стене видела рисунок ещё не разрушенной церкви удивительной красоты. Рисунок оформлен в рамку под стекло. Зелень крыши и тополей, строгие линии здания, кресты притягивают к себе внимание и зачаровывают. Невольно возникает вопрос: зачем разрушили такую красоту?

Здание школы просторное, перегородками разделено на 4 комнаты и длинный коридор. В первой комнате была плита с котлом. В котле грели воду для хозяйственных нужд. На переменах в этой комнате играли, танцевали, ещё она служила раздевалкой. Отопление печное, в школе всегда тепло. В классах размещались парты для 20 учеников. Звонок в колокольчик - пора на урок, ещё звонок - уже перемена.

Папа был заведующий школой, он приходил открывать её в 8 часов. Занятия начинались с 9-ти, после 2-го урока большая перемена — 30 минут. В это время дети ходили домой завтракать (по желанию). На переменах играли в различные игры, танцевали под гармонь. Папа хороший гармонист. Можно было маленькой компанией уединиться в так называемый «тёплый угол» - солнечное место за алтарём. Возле школы была небольшая спортивная площадка. Каждый день играли в подвижные игры. На уроках труда готовили (пельмени, винегрет и др.), штопали, шили, вышивали гладью, крестиком, стебельчатым швом, пришивали пуговицы, клеили коробочки, делали подарки родным…

Весной и осенью убирали территорию возле школы, работали в школьном саду. Сад остался со времён детского дома (во время войны жили эвакуированные дети из Ленинграда). В конце мая ходили на экскурсии, пробовали первую зелень (лук полевой, щавель) и любовались природой. В классе на стене висела карта СССР. На переменах любили играть в города. Пока найдёшь нужный город, глазами всю карту обыщешь, так что реки, моря, города в память отложились с начальной школы. Первоклассникам разрешалось приносить в школу куклы, чтобы не скучать о доме. Раз в год-два приезжал фотограф, фотографировались все вместе или по классам. Хотя я ещё не училась, но фотографировалась вместе с учениками, стоя в сторонке или сидя на коленях у отца.

 

Подготовка к новому учебному году

В конце мая или начале июня отец брал в колхозе лошадь, запрягал её и ехал со мной в Мехонское. Там находился книжный магазин. До магазина ехали примерно 12 км. Поездка для меня была праздником познания окружающего мира. Дорога шла через село Спицыно, затем д. Сопинино и, наконец, Мехонское. Едем по длинной улице, по обеим сторонам которой аллеи тополей, клёнов. Переезжаем два мостика через мелкие речушки – и мы в центре села. Отец привязывает лошадь, и мы идём в универмаг. На первом этаже справа книжный мир, а слева – игрушки. И там, и там интересно. Папа оживлённо беседует с продавщицами отдела, говорят о здоровье родителей, о детях, а потом закупает учебную и художественную литературу для школы и что-то для семьи. Обедаем в столовой, обходим магазины. В центре села столовая, универмаг, кинотеатр, парк, тротуары. Надо всё окинуть взглядом и запомнить. Знаю, что через несколько лет я буду здесь учиться в старших классах Мехонской школы...

Дома можно сколько угодно рассматривать новые учебники от букваря до истории для 4 кл. Книги пахнут типографской краской. И уже на следующий день детвора приходит за учебниками. Учебники дешёвые, 15-30 копеек. Ручейком тянутся к дому дети, взрослые за учебниками, чтобы за лето их перелистать, обернуть и сложить в портфели. Иногда продавать книги доверяли мне, что я делала охотно и с особой гордостью. Я знала, что в руках у меня не просто книги, а ценные учебники, содержание которых мне было уже известно.

В июне в школе делали ремонт, поэтому учебный год в июне для слабых учеников продолжался в нашем доме. Русский, математика, чтение. Они повторяли материал учебного года (их было немного 2-3 человека). После 4-го класса учащиеся переходили в Спицынскую восьмилетнюю школу. Ещё одна сторона подготовки к новому учебному году: составление календарно-тематических планов, планов воспитательной работы, оформление классных уголков и т.д.

 

Уроки, планы, конспекты

Подготовка к урокам начиналась после ужина. Телевизоров в то далёкое время у нас не было, они не отвлекали и не мешали сложившемуся ритму жизни. После ужина высокая керосиновая лампа из кухни переносилась в комнату и водружалась на большой стол. Стол был длинный и громоздкий, занимал почти половину комнаты. За его гигантские размеры в семье его прозвали «аэродромом», даже предпринимались попытки укоротить его ножовкой. Вот этот «аэродром» был стартовой площадкой для творческих конспектов-планов на следующий день.

Из портфеля отца и маминой объёмной сумки с плетёными ручками вынимались книги, ученические тетради и аккуратно располагались на столе. Слева - рабочая площадка для отца, справа хозяйничает мама. В доме устанавливается тишина. Сначала проверялись тетради, иногда ошибки проговаривались вслух с комментариями и нотой сожаления ученику. Затем составлялись планы. Рабочее поле тетради делилось вертикальной чертой пополам, и начиналась заполняться своеобразная сетка. Слева: один класс работает самостоятельно, с другим идёт объяснение нового материала, затем всё меняется с точностью до наоборот. Идёт заполнение плана-сетки урока. Дело в том, что обычно мама вела 1-й и 3-й классы, а отец 2-й и 4-й классы. К первоклассникам нужен особый подход, терпение, внимание, вот так традиционно первоклашек обучала мама. Папа иногда доверял проверять тетради мне, что я и делала с большим удовольствием.

 

Утро

Утро начиналось для мамы около шести часов утра. Начиналось оно с растопки русской печи. Мама сама делала наглядные пособия ученическим пером. Таблиц в школе по математике и русскому языку было недостаточно, поэтому мама придумывала свои наглядные пособия: писала карточки для индивидуальной работы, карточки для демонстрации «трудных» слов, задания для устного счёта и т.д. Тонким пером ученической ручки многократно писала слово на бумаге фиолетовыми чернилами, а некоторые буквы в слове красными чернилами. В то далёкое время ещё не было плакатных перьев, фломастеров, трафаретов. У мамы было большое трудолюбие и желание сделать урок для учащихся интересным и удивительным, а знания доступными и прочными.

После завтрака отец уходил открывать школу и встречать детей. Иногда после известий по радио я слушала приглашение заняться зарядкой. Звучала бодрая музыка, под которую все жители Курганской области должны были делать зарядку (как я полагала). Мама надевала чёрное платье с белым выбитым воротничком, и из доброй заботливой мамы превращалась в строгую учительницу. Для пущего превращения в учительницу мама подкрашивает брови. Делала она свои сборы в прекрасном настроении, напевая песню: «Ой, вы, гуси, до свиданья, прилетайте к нам опять…» Песни менялись каждое утро, а вот настроение - никогда! «В школе я отдыхаю», - говорила мама. Какой это отдых - учителя поймут. Но то, что мама получала большое удовольствие — в этом сомневаться нельзя. Школа была её смыслом жизни.

 

Школьные праздники

Это 1 сентября, 7 ноября, Новый год, 23 февраля и 8 Марта, конец учебного года. 1 сентября - долгожданный праздник, когда здоровые, радостные, с букетами цветов дети приходят в школу, и как важно, чтобы этого настроя хватило на весь год. К ноябрьским праздникам дети готовили концертную программу, с которой выступали на сцене клуба. Он находился через дорогу от школы. Концерты проходили при полном зрителями зале. Милые мамы и дорогие бабушки очень хотели видеть своих детей в качестве артистов. В программе были стихи, песни, сценки, танцы, пирамиды.

Холодный зимний декабрь теплел в ожидании весёлого праздника и долгих школьных каникул. На уроках труда делали игрушки на ёлку из цветной бумаги (бумагу красили сами акварельными красками). Особо ценились для вырезания снежинок и звёздочек золотинки из-под чая. Разноцветные флажки, цепи, фонарики и прочие атрибуты новогоднего праздника увеличивались в количестве и объёме. Репетировали сценки, отрабатывали танцевальные движения, проходили репетиции большого новогоднего представления с обязательными снежинками, бабой Ягой, волками, лисичками, зайчиками и, конечно же, Дедом Морозом и Снегурочкой. Театральное действо заканчивалось новогодними подарками и (ура!) каникулами.

Следующие концерты готовили к 23 февраля и 8 Марта. Ученики дарили маме открытки. Как сейчас, помню, эти открытки 60-х годов, подписанные аккуратным почерком дрожащей от волнения рукой. Люды, Тани, Вали - где вы сейчас? В конце учебного года лучшие пионеры принимали участие в районном слёте пионеров. Слёт проходил на Мурзинской горе, недалеко от с. Мехонское. Запомнились песни пионерские, концерт, выступления ветеранов, у которых были таблички на груди: пионеры 20-х годов, пионеры 30-х… Для 10-летнего возраста, согласитесь, это знаменательное событие в жизни.

 

Педагогические конференции

В конце августа традиционно проходили учительские конференции. Продолжались они 2-3 дня. Поездка в райцентр была сродни празднику. Наряженные, с прекрасным настроением родители отправлялись на очередную встречу, на большой педсовет, как сейчас, говорят. А мы, дети, оставались дома на хозяйстве и с нетерпением ждали возвращения родителей. Родители возвращались сияющие, делились впечатлениями от встречи с коллегами: новые «анекдоты» - истории из жизни коллег, новые песни для уроков пения, поделки для уроков труда и др. Традиционно нам передавали блокноты, карандаши и, конечно, гостинцы. Начальных школ в районе много, коллег тоже много и все были дружны друг с другом. До глубокой ночи проходили общения коллег, делились они своими успехами и проблемами. Так я в детстве заочно познакомилась с учителями начальных классов, коллегами моих родителей. Позднее с некоторыми из них мне предстояло встретиться лично. А.И. Черепанова покорила меня доброжелательностью и общительностью, с её дочкой Еленой я училась вместе в Мехонской школе и рядом сидела на лекциях в институте, позднее на курсах повышения квалификации. С учительницей Л.А. Сваловой я провела незабываемые две недели в поездке в г. Ленинград. М.И. Васильева оказалась коллегой в Звериноголовской школе, оказывается, она с мужем переехала из Шатровского района в Притобольный.

 

Родительские собрания

Родительские собрания - это ежемесячная официальная встреча с родителями учащихся. Именовались эти собрания «родительский всеобуч». По определённым четвергам каждого месяца проходили эти «всеобучи». Так как я боялась тёмными вечерами оставаться дома одна, то я с родителями шла в школу, только во время собраний оставалась за дверью в коридоре школы. На собраниях для родителей читали книги Макаренко, Пинта, статьи из журнала «Семья и школа» и др. Приезжали учителя – предметники из Спицынской школы и тоже выступали с сообщениями. Явка на собраниях была высокая. Иногда, стоя из любопытства под дверью, я слушала слова и о себе, но отзывы учителей из Спицинской школы были хорошими, так как я училась на 4 и 5, а поведение было примерным.

Вопросы успеваемости и поведения учащихся поддерживали работники культуры. Александр Коптеев писал на чистой плёнке текст – обращение к родителям, затем перед очередным фильмом зрители смотрели световую газету на экране. Содержание газет обсуждалось населением несколько дней.

 

Чтение

Чтению в семье уделялось большое внимание. После обеда с нетерпением ждали прихода почтальонки. Получали «Учительскую газету», «Советское Зауралье» («Красный Курган»), районную газету «Сельскую новь», «Пионерскую правду». Журналы: «Начальная школа», «Семья и школа», «Вожатый», «Пионер», «Костёр», «Мурзилка», «Крестьянка», «Здоровье», для взрослого чтения «Москва», «Роман – газета», для дочек - «Советский экран» и в нагрузку «Блокнот агитатора» (для докладов в клубе перед населением). В период с 3 до 4-х часов просматривали корреспонденцию и частично читали, дочитывали по вечерам. Детская любопытность безгранична, поэтому я перелистывала все газеты и журналы, что-то в них было понятно и моему детскому уму. Книги художественные читали по вечерам, на каникулах, особенно приятно было читать книги при электрическом освещении. До сих пор у меня в книжном шкафу красуется серия книг «Детская энциклопедия», она была приобретена по подписке боле сорока лет назад. Отец сделал хороший подарок не только для меня, но и моих детей. Страсть к чтению я не утратила и до сих пор, привила своим детям, только ассортимент подписных периодических изданий, который мы сейчас находим в почтовом ящике, далеко не тот.

 

Сёстры

У меня две сестры: Зина и Оля. Зина старше меня на 7 лет, Оля – на 5 лет (юбилеи сейчас празднуем в один год). Моё рождение внесло изменения в школьную жизнь сестёр. Сначала одна сестра год не ходила в школу, нянчила меня. Обучала её мама после работы, дома проходили школьную программу. Вторая сестра тоже отсидела год со мной. А потом, минуя ясли и садик, которых в Сладчанке не было, я стала вместе с другими членами семьи ходить в школу. Зимой меня закутывали в солдатскую шинель и отвозили на санках. В школе у меня была свобода выбора: я могла сидеть на уроках у отца или у мамы, или гулять в коридоре, общаться с тётей Машей. Тётя Маша давала звонки на уроки и подкармливала меня сахаром и пирожками. Уроки не прошли даром: незаметно для всех я научилась читать и считать. Когда сёстры стали учиться в старших классах, жизнь пошла интереснее. У нас открылся домашний театр миниатюр. Истории о школьной жизни в хорошем пересказе с юмором преподносились каждый день. Всем было весело. Далее я стала вместе с сёстрами изучать немецкий язык. Когда сестрёнки учили стихи, то непроизвольно запоминала их и я. Поэтому учиться в старших классах мне было легко. Летом Зинаида и Ольга работали вместе с подругами в колхозе на прополке, сенокосе. На заработанные за лето деньги Зина купила себе к 10 классу часы.

Сёстры часами могли смеяться, обсуждать с подругами девичью жизнь. Сколько искромётного юмора, сколько радости, веселья приносили эти ежедневные встречи. В подружки я не годилась в силу своих лет, так, «хвостиком» бегала за Олей и Зиной в клуб, на танцы, на вечёрки с дымокуром, комарами и кавалерами. Юность искрила, сияла и дружила. Дружат и сейчас, дожили до прекрасной седины, им есть о чём поговорить, что вспомнить и что посоветовать.

Когда сёстры учились в Шадринском пединституте, студенческая жизнь, по их рассказам, была интересной, увлекательной и насыщенной. Скорее бы закончить школу и стать студенткой – мечтала я. Мечта исполнилась в1970 году.

Судьба разбросала нас в разные стороны от родительского дома. Раньше всех, на запад, уехал брат в г. Катайск. В Каргапольский район уехала Зинаида, Ольга на восток от дома, а я оказалась в селе Звериноголовское. Встречи с сёстрами стали редкими, но письма мы писали почти каждую неделю. И никто из нас не изменил выбранной профессии, профессии наших родителей. Видимо, особый педагогический ген встроен в генетическую программу нашей семьи, и он образовал учительскую династию. Общаясь, мы не замыкаемся на событиях личной жизни и теме коммунальных льгот. Нет, нам интересны проводимые ежегодно открытые уроки, заседания методобъединений, участие в конкурсах и т.д.

… В сельской местности педагогов сейчас не так уж много, на них ложится высокая нагрузка по ведению просветительской, культурно-воспитательной жизни населения. Учителя несут правду, доброту, учат честности и порядочности. Они закладывают фундамент дальнейшего профессионального роста гражданина своей страны. Без учителя не было бы ни Ломоносова, ни Кулибина.

Три поколения Жикиных посвятили себя очень трудной, но почётной работе, дали образование тысячам мальчикам и девочкам, вывели их на широкую дорогу жизни. Несмотря на материальные трудности, педагоги династии Жикиных не изменили своей профессии. Каждый из нас помнит о главном своём предназначении – воспитание подрастающего поколения. Наш девиз – сеять разумное, доброе, вечное!

Раиса ГОРЬКОВА (Жикина).

 

К учительской династии Жикиных принадлежит три поколения педагогов. Её родоначальниками являются Жикин Иван Леонидович (1919-2018 г.г.) и Жикина (Теплоухова) Анисья Никитична (1917-1982), проживавшие в д. Сладчанка Шатровского района. Всю жизнь они посвятили школе. На обоих у них стаж 76 лет. К первому поколению династии относятся и родные сёстры И.Л. Жикина: Меньщикова Валентина Леонидовна работала учителем Каргапольской школы-интерната (стаж 42 г.) и Жикина Анна Леонидовна - учитель истории Окуневской школы Каргапольского района (43 г.). Общий стаж первого поколения составил 161 год!

Второе поколение учителей состоит из трёх родных сестер: Русанова Зинаида Ивановна - учитель математики Брылинской средней школы Каргапольского района (35 лет), Белоглазова Ольга Ивановна - учитель русского языка и литературы Терсюкской средней школы (45 лет), Горькова Раиса Ивановна - учитель математики Звериноголовской средней школы (40 лет). На троих имеют 120 лет педагогического стажа.

Третье поколение обещало быть многочисленным: пятеро из девяти внуков получили педагогическое образование: Межина (Жикина) Людмила Геннадьевна, Жикина Ольга Геннадьевна, Телегина (Русанова) Ирина Александровна, Белоглазов Алексей Викторович, Рахматуллина (Горькова) Наталья Михайловна. Сегодня только одна работает по специальности (Телегина И.А.). В общую «копилку» они внесли 40 лет педагогического стажа. Таким образом, педагогический стаж династии составляет 321 год! Есть надежды и на четвёртое поколение педагогов.

За годы Великой Отечественной войны родоначальник педагогической династии Иван Леонидович Жикин награждён многими боевыми наградами, в том числе медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», орденом Отечественной войны II степени. Так, в одном из наградных листов на сержанта Жикина было сказано: «За время участия на фронтах Отечественной войны лично обслужил 1250 вылетов без случаев отказа и задержки матчасти авиавооружения...»

 

Комментарии

Глава района Леонид Рассохин в торжественной обстановке вручил ветеранам юбилейные медали.

Рассказ о детях войны - о Дине Ивановне и Александре Прокопьевиче Киселёвых из с. Терсюкское.

Все новости рубрики Ветераны