Одна судьба – на двоих…

...

Дети войны. К этому поколению относятся земляки – супруги Шихалевы.

Когда началась Отечественная, Петру было14 лет, и он уже работал в колхозе, заменяя ушедших на фронт мужчин. Екатерине – 11. Они в то время не знали друг друга, хотя и жили в соседних сёлах. Каждый из них шёл своей нелёгкой дорогой, но судьбе было угодно соединить их только в 1951 году.

 

Катя-Катерина

Екатерина Абрамовна (в девичестве Кашина) родилась в селе Спицыно 8 декабря 1929 года в крестьянской семье. Абрам Иванович и Серафима Прокопьевна трудились в колхозе.

- Во время Гражданской войны тятя был серьёзно ранен, - вспоминает Екатерина Абрамовна. – Поэтому по состоянию здоровья он не подлежал мобилизации, но по мере сил помогал колхозу: сторожил, в пору сенокоса «отбивал» литовки для женщин-косарей…

Умер Абрам Иванович в 1943-м, оставив жену с пятью малолетними детьми, не считая старшего сводного сына Михаила (Серафима Прокопьевна выходила замуж за вдовца). Вот эта пятёрка, ставшая сиротами в середине войны, конца которой, казалось, не будет никогда: Николай – 1927 года рождения, Екатерина – 1929-го, Антонида – 1932-го, Раиса – 1936-го, Зинаида – 1939-го. Время для семьи настало просто невыразимо трудное…

- Пенсию на детей мать не получала, никаких иных денежных доходов в семье на было. Мама от темна до темна работала в колхозе за трудодни (считай – бесплатно). Налоги… Облигации… Все мы, дети, постоянно испытывали чувство голода. Чтобы хоть как-то приглушить его, приловчились жевать чёрную серу – жвачку из бересты, чёрную, невкусно пахнущую, - вздыхает собеседница.

Настоящей спасительницей семьи была корова, на которой возили и сено с лугов, и тальник, шумиху с реки, боронили огород. Хорошо помнит моя героиня, как ранней весной собирали на полях перезимовавшую картошку, сочили её, добавляли в тесто, пекли лепёшки – необычайно вкусные и на удивление сытные!

- Одежонка на нас – худенькая. Пока найдёшь-отроешь 5-6 картофелин, так увозишься во влажной почве, так намёрзнешься, что не описать радость от помывки рук тёплой водой из ведра да блаженства от тёплой русской печи!

После четвёртого класса Катя пошла «в люди» - наниматься нянькой, чтобы хоть как-то помочь матери, семье. Только в семье старшего сводного брата Михаила прожила-проработала шесть лет – нянькой, прислугой. До самого своего замужества.

Михаил работал в МТС. В те времена это место считалось очень престижным - рабочим эмтээса давали хлеб! И зарплату, в отличие от колхозников, платили деньгами, «наличкой». Анна, жена его, слыла искусной мастерицей по пошиву одежды (в основном, перешивала старую). Клиентов много – весь день занята шитьём, кройкой, примеркой.

В этом доме ясноглазая красавица Катюша водилась с племянницей, вела домашнее хозяйство: готовила пищу, наводила уют и чистоту в доме, носила воду, дрова, топила печи. Летние огородные работы тоже приходились на неё. Любила Катя готовить пищу в русской печи, особенно картофельные или капустные пироги для всех домашних! Баловала семью пельменями, блинами, пирожками-калябниками, ядрёным квасом! И так – вплоть до замужества: управа по хозяйству, готовка обедов, работа в колхозе с юных лет…

 

Пётр

Будущий супруг Екатерины Пётр Игнатьевич Шихалев (год рождения – 1926-й) – из многодетной семьи портнягинских крестьян. У Игнатия Петровича и Степаниды Ивановны было шестеро детей с разницей в возрастной «лесенке» в два-три года: старший Иван – с 1912 года рождения, Пётр – с 1926. Остальные – Анна, Меланья, Вера и Александр родились в «промежуточные» годы. Семья получилась дружная, работящая. По мужской линии в роду передавалось строительное дело, мастерство, трудолюбие. Из-за чего и пострадали многие в родне Шихалевых, испив горькую чашу раскулачивания с последующим выселением из родных мест…

Пётр – «заскрёбыш», как безобидно называли его в семье, закончил 4 класса Сладчанской школы. Учился с желанием, но не захотел отставать от своих сверстников, вскоре стал разнорабочим в колхозе. Едва в 1943-м парню исполнилось 17 – его призвали в РККА. Учебная часть в Чебаркуле. Как и в деревне, там было голодно и трудно. Чтобы хоть как-то скрасить и облегчить суровый быт новобранцев, земляки, сгруппировавшись, отправились пешком (за 400 км!) навестить их перед отправкой на фронт. У каждого ходока была поклажа, собранная всей роднёй: табак-самосад, спички, сухари, тёплые вязаные носки, варежки. Дорогой питались запечённой в костре картошкой, пили травяной чай с мятой и смородиной.

В Чебаркуле останавливались у знакомого – уроженца Кысылбайки (близ Барино). Построили как-то новобранцев по случаю прибытия «покупателей» (как называют в войсках офицеров, ответственных за набор личного состава в свои части) и на вопрос: «Кто хочет стать танкистом?» – Пётр, почти не раздумывая, громко и чётко крикнул: «Я!» И сделал положенный шаг вперёд из строя. Вот так решилась судьба деревенского паренька – до самой Победы он воевал на своей надёжной боевой машине Т-34 в военных подразделениях II Белорусского фронта. Награждён боевыми орденами и медалями. Особенно ему была дорога медаль «За отвагу». В наградном представлении его командир написал: «Радист-пулемётчик танка Т-34 инженерно-танковой роты красноармеец Шихалев Пётр Игнатьевич отлично подготовил свою радиостанцию. В боях с 20 по 24 апреля 1945 года чётко и слаженно работал на радиостанции и своём пулемёте. В составе экипажа уничтожил: 2 дзота, 4 пулемёта и до 15 солдат и офицеров противника. В бою проявил мужество и отвагу».

После окончания войны Пётр Игнатьевич проходил службу в Западной Украине, участвовал в борьбе с бандеровцами. Ушёл на фронт в 43-м юным, безусым пареньком, а в 50-м вернулся в родные края крепким зрелым мужчиной.

Вернулся со службы солдат. И как только увидел лучистые открытые глаза, милую, добрую улыбку Кати Кашиной – влюбился в девушку с первого взгляда. Свадьбу справляли в День Красной армии – 23 февраля 1951 года. Получилась она шумной, весёлой, с гармошкой, по старинным деревенским традициям и обычаям – на разряженных конях, со свахами, тысяцким, подружками и дружками, свадебными песнями и хороводами, с традиционным выкупом невесты. Хоть и бедно жилось в послевоенное время, но веселиться на селе умели! Расходы на торжество взял на себя Михаил – из его дома молодые поехали «уписываться» в сельсовет.

 

Родительский дом – начало начал

Родительский дом для молодых стал надёжным причалом. Полюбилась, прижилась невеста в шихалевской семье: работящая, скорая, добрая, отзывчивая, на все руки мастерица! Всё у неё спорилось: по дому наведёт порядок и на колхозную работу успеет.

Семья росла. Старшая Лидия появилась в 52-м, сын Александр – в 57-м. Тесновато стало в родительском пятистеннике. На семейном совете решили расширять жилплощадь. Реконструкцию дома начали в 61-м. Перекатали старенькое жильё, основали на новом месте. Сделали большой пристрой. Помогало то, что Пётр разбирался в строительстве. Дело спорилось, хотя, в общем-то, всё делалось вручную, из инструментов – топор да ручная пила!

Крестовой дом получился на славу: просторный, светлый, уютный, с красивыми наличниками. Усадьба заиграла новыми красками, притягивая взоры односельчан. Жаль, что Игнатий Петрович не увидел творение сына – он умер в 58-м. А вот свекровь Степанида Ивановна пожила в этом уютном гнёздышке душа в душу с невесткой, тихо, дружно. На сельский погост проводили её в 1968 году…

Вся жизнь супругов Шихалевых связана с этим надёжным причалом. Утром, управившись по домашнему хозяйству, спешили они на рабочие места: Пётр – в строительную бригаду, Екатерина – на животноводческую ферму, где её уже ждала группа ласковых телят, которым нужна её забота, внимание, уход.

Вся жизнь Петра Игнатьевича связана с колхозом. Сначала – на разных работах, позднее, после армии - строителем, ближе к пенсии – скотником на ферме. К любому порученному делу относился ответственно, добросовестно. Ветеран труда умер в 2003 году.

 

Счастье – в детях

Супруги воспитали троих детей. Старшая, Лидия Петровна, после окончания Бариновской средней школы в 1970 году получила специальность бухгалтера и осталась верна ей до выхода на заслуженный отдых. Два десятилетия отданы ею Центру цензуры в г. Челябинске, который контролировал печатные издания Южно-Уральского книжного издательства, областные, районные газеты. Выйдя на пенсию, вернулись с мужем на малую родину, живут в селе Терсюкском в доме, который облагородили собственными руками. Любимое занятие – цветоводство, огородничество.

Среднего сына, Александра, в живых, к огромному огорчению, уже нет – судьба отвела ему всего 43 года жизни.

Младшая, Татьяна Петровна, после окончания Терсюкской школы поступила в Курганский сельхозинститут и три десятка лет работала бухгалтером, из них четверть века – главным бухгалтером одного из самых крупных в районе колхозов – им. К. Маркса, ныне – ООО ««Исеть».

 

Юбиляр сегодня

Сегодня Екатерина Абрамовна носит почётные звания: ветерана труда, труженицы тыла, вдовы участника Великой Отечественной войны. Живёт у младшей дочери Татьяны. У неё – прекрасная память на лица, даты, события. Очень общительная. До сих пор сама себя обслуживает: заправляет постель, ставит чайник, читает «Сельскую новь», смотрит телевизор. Из отслуживших вещей вяжет разноцветные коврики на табуретки, стулья, под порожки – глаза видят, руки делают. Её неписанный девиз – ни дня без работы! Иногда видит во сне огромный дом, в котором прошли молодые годы. Сняться дети, которым в своё время помогала делать домашние задания, радовалась их успехам в учёбе, в труде, в личной жизни. Снятся совсем маленькие, озорные, порой непослушные внуки. Всё было, как вчера…

А внуков у бабушки Кати – трое. Да ещё пятеро правнуков. Все они очень любят её. И всем им она чрезвычайно рада. С юбилеем Вас, уважаемая Екатерина Абрамовна! Крепкого Вам здоровья, внимания и любви родных и близких Вам людей!

Ольга БЕЛОГЛАЗОВА.

с. Терсюкское.

Комментарии

Все новости рубрики Ветераны