Подвиги нашего земляка из «Сталинградского» полка

Рассказ про уроженца Шатрово фронтового лётчика Пётра Утюпина.

Настоящим открытием для журналистов нашей газеты стало новое имя героя, нашего земляка, фронтового лётчика Петра Федуловича Утюпина.  Во время войны он совершил десятки разведывательных вылетов и был удостоен четырёх боевых орденов. Благодаря читателям газеты мы не только узнали о семье, родных ветерана, но у нас появилось его фото. Сейчас героя мы знаем в лицо. Через 80 лет нам стали известны подробности его подвигов. Ценнейшие сведения об инфраструктуре, боевой технике и скоплениях войск противника, доставленные командованию его экипажем, помогли спасти тысячи жизней наших солдат.

Он вышел родом из народа

Пётр Утюпин – ровесник Шатровского района, родился в 1923 году в большой крестьянской семье. По словам его племянника Леонида Фокеевича Утюпина, в семье Федула и Веры Утюпиных (родителей Петра) было 12 детей, но выжила только половина — пятеро сыновей: Фокей, Пётр, Иван, Семён, Макар и дочь Олимпиада (все её звали Липа). Двое старших сыновей, Фокей и Пётр, стали участниками Великой Отечественной войны. До сих пор сохранился дом этой семьи по ул. Сибирской. Сейчас там живёт многодетная семья Байковых.

Пётр Утюпин окончил 7 классов Шатровской школы и был призван в 1940 году на срочную службу в армию. Из-за вероломного и внезапного нападения фашистской Германии на СССР в первые дни войны многие наши аэродромы были разбомблены вместе с самолётами, погибло много лётчиков. Командование восполняло потери лётного состава краткосрочной учёбой новых курсантов. Одним из них стал и Пётр Утюпин. После обучения Петру присвоили звание младшего лейтенанта и направили в 16-й отдельный дальнеразведывательный «Сталинградский» авиаполк. 

Боевой путь полка

Вся военная служба лейтенанта Утюпина связана с 16-м отдельным авиаполком, который был создан в ноябре 1942 г. на базе 6-й и 325-й эскадрилий. Полк начал действовать под Сталинградом в составе 16-й воздушной армии на Донском фронте. Все задания выполнялись на самолётах ПЕ-2 без прикрытия истребителей. Разведка в основном велась с применением воздушного фотографирования. Уже к концу декабря 1942 г. полностью сфотографирована вся площадь окружения немецких войск под Сталинградом и смонтирована на одном планшете. За мужество и героизм личного состава, проявленные в боях под Сталинградом, полку присвоено почётное наименование «Сталинградский».

16-й авиполк принимал участие почти во всех больших стратегических операциях. Так, например, за период Курской битвы произведено 577 боевых вылетов на разведку. Воздушной разведкой и фотографированием вскрыта оборона противника на всю её глубину. Одновременно с разведкой велась работа по доставке диверсионных групп и груза в тыл врага. В 1944 г. личный состав полка обеспечивал разведданными советские войска, участвовавшие в Белорусской наступательной операции. Полк вёл разведку и фотографирование также на территории Польши. В 1945 г. полком предоставлены командованию разведданные по Варшавско-Познанской, Лодзинской и Берлинской операциям. Авиаполк получил ряд благодарностей от Верховного Главнокомандующего, награжден орденом Красного Знамени.

«Во всех случаях выходил победителем»

Эта строка из одного наградного листа на мл. лейтенанта П.Ф. Утюпина. Приведём для читателей часть описаний личных подвигов нашего земляка в изложении его командира, подполковника Шерстюка:

«С 21.04. по 10.08.1944 г. Пётр Утюпин произвёл 35 успешно выполненных боевых разведывательных полётов на ПЕ-2, за что награждён орденами Красного Знамени и Славы III ст. Его экипаж первым доставил высшему командованию фотографии г. Варшавы и обороны противника на зап. берегу р. Вислы. С 10.08. по 17.09.1944 г. успешно выполнил 18 боевых полётов на ближнюю и дальнюю разведку войск и техники противника. Сфотографировал 4300 кв. км, из них 3400 кв. км переднего края обороны врага. Визуальным наблюдением обнаружил и аэроснимками подтвердил 3270 военных объектов: 460 самолётов, 66 ж/д составов, 2449 вагонов и платформ, 93 моста и переправ. Пять раз подвергался атакам истребителей противника и в шести полётах — интенсивному обстрелу зенитной артиллерии. 13,14, 16 августа с высот 800-1000 м перспективно сфотографировал передний край обороны противника в районах: Варшава, Варка, Гура-Кальвария, Домбров, Стахув. Каждый раз подвергался обстрелу из всех видов оружия. Несмотря на повреждения самолёта и благодаря отличной слётанности экипажа, задания выполнены на «отлично». 17 августа, фотографируя площадь обороны в р-не Стахув-Сельце на высоте 3000 м, на всём маршруте обстреливался, в результате были пробиты правая полость, руль глубины и кабина штурмана. Задания выполнены на «отлично». 31 августа после выполнения боевого задания отказали оба мотора, вынужденно сел на непригодную местность, весь экипаж получил тяжёлые ранения и доставлен в госпиталь. Благодаря грамотному самолётовождению, умению во всех случаях не терять ориентировки, лейтенант Утюпин выходил победителем. Сам лично, как офицер, опрятен, с отличной строевой выправкой, дисциплинирован. Имеет от командования три благодарности. Пользуется деловым авторитетом среди личного состава подразделения. Достоин очередной награды — ордена Отечественной войны I ст.».

А всего за годы войны Пётр Утюпин награждён двумя орденами  Красного Знамени, орденами Славы III ст., Отечественной войны I ст., медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Ознакомиться со всеми подвигами лётчика П.Ф. Утюпина можно на сайтах «Подвиг народа», «Память народа». Кстати, за войну он совершил более 70-ти боевых вылетов, предоставил командованию разведданные о тысячах (!) военных объектов врага. Он был «глазами» будущих наступлений, атак и прорывов. Тысячи жизней спасли его фотодонесения.

Сегодня каждый день по телевидению, интернету показывают, как применяют в СВО на Украине беспилотники, с помощью них получают ценные сведения о противнике. Конечно, квадрокоптеры сбивают, но при этом бойцы остаются живы. А во время той войны лётчики-наблюдатели рисковали своими жизнями на каждом вылете и часто погибали вместе с крылатыми машинами.

После войны Пётр Утюпин продолжил служить в авиации. Принимал участие в охране воздушных границ нашей страны. К его наградам добавились в 1950 г. медаль «За боевые заслуги» и в 1956 г. - орден Красной Звезды. Пётр Федулович дослужился до звания майора, жил в Риге, потом с семьёй переехал в Киев. С женой Раисой Александровной воспитали сына Александра, который пошёл по стопам отца и стал военным лётчиком. Сейчас проживает в Харькове. Дочь Татьяна живёт в г. Ирпень возле Киева. Редко, но приезжал ветеран на малую родину в Шатрово, встречался с друзьями. Кстати, одну из фотографий лётчика нам предоставила  Надежда Вяткина – дочь фронтовика, друга Петра Утюпина – Дмитрия Утюпина. Родственники тоже ездили к своему прославленному фронтовику в Киев.  

Бомбардировщик Пе-2 – смертоносная «Пешка» войны

Интересные факты о самолёте. Пе-2 - самый массовый бомбардировщик Красной армии времён войны. Его вклад в Победу сложно переоценить. Разработка пикирующего бомбардировщика Пе-2 была начата под руководством Владимира Петлякова в специальном КБ НКВД (так называемой «шарашке») силами заключённых авиаконструкторов. Бомбардировка с пикирования позволяла более точно наносить удары, но при этом на самолёт и лётчика действовали огромные перегрузки. Кроме того, вывод из пикирования - отнюдь не простой элемент пилотажа. В частях самолёт называли «Пешка». Всего было построено 11 247 Пе-2 всех модификаций - больше, чем любых других советских бомбардировщиков.

О воевавших на самолёте лётчиках в 1967 г. снят знаменитый фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика» с Олегом Далем в главной роли. Внедрить тактику бомбардировки с пикирования в войска смог дважды Герой Советского Союза Иван Полбин. В ходе Сталинградской битвы появилась так называемая полбинская «вертушка», когда наклонное колесо из десятков пикировщиков наносило точечные удары по немцам. Угол пикирования достигал 70 градусов. Поэтому самолёт был сложной целью для зениток противника. Применялись Пе-2 и в условиях уличных боев. На Курской дуге самолёты доказали свою высокую эффективность. Только за один день 16 июля 1943 г. лётчики 3-го бомбардировочного авиакорпуса в составе 115 Пе-2 уничтожили 55 танков, 229 автомашин, 11 зенитных и 3 полевых орудия, 12 пулемётных и миномётных точек, 7 складов горючего и боеприпасов.

Характеристики: экипаж - три человека; суммарная мощность двигателей - 2 200 л. с.; максимальная скорость - 540 км/ч; дальность полёта - 1 300 км; бомбовая нагрузка - 1 000 кг.

 

Комментарии

К 80-летию со Дня полного освобождения советскими войсками Ленинграда от блокады.

Фото ветеранов Великой Отечественной войны, наших земляков, посвятивших свою жизнь учительству.

Все новости рубрики Ветераны