Во время осеннего этапа «Вахты памяти» поисковики объединения «Огненная дуга» из Орловской области нашли обломки самолёта. На основании найденного номера они установили имя погибшего сержанта Ивана Васильевича Башкирова, лётчика 198-го штурмового авиационного полка 233-й штурмовой авиационной дивизии 1-й Воздушной Армии.
Вместе с орловскими поисковиками на месте гибели лётчика работал поисковик из Шатровского военно-патриотического отряда «Звезда» Сергей Матюшин. Поисковые работы проводились на территории Залегощенского района Орловской области. Место было выбрано после рассказов местных жителей о сбитых здесь в 1942 г. советских самолётах, что подтверждалось как документами ВВС Красной армии, так и заявками на «победы» немецких лётчиков по документам немецких архивов. Эти данные затем подкрепил руководитель музея Великой Отечественной войны Президентской академии в Орле Николай Андреев в результате анализа архивных данных лётных документов подразделений, которые в тот период вели бои на территории области.
Поисковики провели раскопки двух воронок. Одна оказалась местом падения штурмовика Ил-2, вторая образовалась от сорвавшейся с крыла авиационной бомбы ФАБ-100. «Вероятно, подбитый и горящий штурмовик (обнаружены следы горения, расплавленный алюминий, сгоревшие патроны пулемётов) при падении подорвался на своих авиабомбах, - говорит Николай Андреев. - При этом его корпус вошёл в землю на глубину 3,5 метра, выгорел и был разбит на мелкие фрагменты. Кабина пилота при взрыве была полностью уничтожена (фрагменты её оборудования обнаруживались в радиусе 300 метров)».
Поисковики подняли фрагменты стоек шасси, обломки блока двигателя, фрагменты обшивки планера. Вероятно, большая их часть при взрыве авиабомб была выброшена на поверхность земли, и впоследствии собрана местными жителями. Первой зацепкой по установлению личности лётчика стал фрагмент блока двигателя с выбитым на нём клеймом 30-го Московского авиационного завода, выпускавшего штурмовики Ил-2. Вскоре был обнаружен и номер самолёта: 30 313. Его удалось найти благодаря гаечному ключу из набора инструментов лётчика, который нашли случайно. На нём девочка-поисковик по имени Саша из поискового отряда Юнармии «Витязь» отмыла номер.
В соответствии с архивными данными, 21 августа 1942 г. полк получил задачу уничтожить матчасть противника на аэродроме Орёл. На задание вылетело 9 штурмовиков. Ведущий - Бондаренко. Истребительного прикрытия выделено не было. Два самолёта сразу вернулись на свой аэродром «Болото» из-за неисправности. Семь - не вернулись после атак Ме-109 (ЦАМО РФ, Ф.22435, Оп.0223168с, Д.0001, Л.4). На следующий день в полк вернулись два лётчика - Бондаренко и Малинкин. С их слов было записано, что основной груз боеприпасов сброшен на аэродроме Орёл, уничтожено и выведено из строя 20 самолётов разных типов и три бензозаправщика.
Пять лётчиков - Пушкарев (Ил-2 №30330), Росляков (Ил-2 № 3249), Лебедев (Ил-2 №3277), Гуляев (Ил-2 №3239), Башкиров (Ил-2 № 30313) считались не вернувшимися с боевого задания (ЦАМО РФ, Ф.56, Оп.12220, Д.57; Ф.58; Оп.818883, Д.1582).
Обнаруженный поисковиками штурмовик был сбит обер-лейтенантом Альбертом Вальтером (Albert Walter) из 6./JG 51 «Мельдерс» на предельно малой высоте (это уточнение из немецкого документа позволило полностью восстановить картину гибели самолёта и его пилота). За штурвалом найденного Ил-2 был сержант Иван Васильевич Башкиров, 1921 г.р., уроженец с. Старое Матюшкино, Чердаклинского района, Куйбышевской области. Воспользоваться парашютом лётчик не мог из-за малой высоты и погиб при взрыве своего самолёта.
Из пятерки не вернувшихся с того боевого задания лётчиков пережил войну только заместитель командира эскадрильи лейтенант Михаил Алексеевич Пушкарёв, 1921 г.р., уроженец г. Молотов (Пермь). Ко дню своего последнего боя он выполнил 48 боевых вылетов, был дважды награждён орденом Красного Знамени. Его Ил-2 упал в районе д. Прилепы (14 км от места падения штурмовика сержанта Башкирова), где лётчик и был взят в плен. Отправлен в Шталаг Люфтваффе 2 ( г. Лодзь). Всего содержался в четырёх концлагерях. После освобождения из плена прошёл проверку в запасном полку, был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Вышел в запас в ноябре 1945 г. А 6 апреля 1985 г. был награждён орденом Отечественной войны II степени. Где погибли другие лётчики после вылета на задание 21 августа 1942 г. - командир эскадрильи лейтенант Росляков, мл. лейтенант Лебедев и командир звена мл. лейтенант Гуляев - ещё предстоит установить.
Определение номера машины и имени лётчика - большая удача при работе с подъёмом сбитых самолётов. Как правило, в большинстве случаев успех при таких поисковых работах невысок. Теперь же поисковики смогут заняться определением родственников погибшего лётчика, так как данные для этого есть. Найденные обломки дополнят экспозицию музея Великой Отечественной войны Президентской академии в Орле. В полевой экспедиции осеннего этапа Орловской областной «Вахты памяти 2024» принимали участие 7 поисковых отрядов. В общей сложности в раскопках самолёта участвовало 58 человек.
За последние 10 лет из 4 миллионов пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны солдат удалось найти останки и установить имена 2,5 млн погибших», - заявил Врио директора Департамента МО РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества Андрей Таранов.
Комментарии