«Я многие годы вглядывалась в лица...»

Когда началась война, жительнице с. Дальняя Кубасова Татьяне Афонасьевне Кошутиной было всего 5 лет.

Кто поёт, кто ревёт...

Но она хорошо запомнила то время. Ведь на фронт их большая семья провожала родного отца, которого так и не дождалась. Он погиб подо Ржевом.

- Я хорошо помню проводы папы, - говорит Татьяна Афонасьевна. - В тот сентябрьский день 41-го многих забирали односельчан. Кто поёт, кто ревёт, гармошки с надрывом звучали. А затем всех разновозрастных новобранцев усадили в кузов машины и увезли. Папа, Афонасий Андриянович Показаньев, у нас грамотным был, партийным. Каждые два-три года его переводили на разные руководящие должности. Был председателем колхозов, в редакции Мишкинской газеты трудился, заместителем политотдела в МТС. До войны мы жили в Мишкинском районе в с. Караси, переезжали с папой часто. Пятеро деток они с мамой нарожали — Евдокию, Веру, Александра, Виктора и меня — Татьяну.

Сначала Афонасий Показаньев прошёл ускоренные курсы младших командиров в г. Кургане. Военный опыт у него был. Два года он служил связистом в г. Брянске. Хорошо разбирался в радиосвязи. Получив звание мл. лейтенанта, был отправлен на Калининский фронт под Москву. Его сразу назначили командиром взвода 817 отдельного батальона связи 369-й стрелковой дивизии (29-я армия).

Недолог был боевой путь этой дивизии подо Ржевом. Как, впрочем, и двух армий 29-й и 33-й (последняя погибла полностью). Документов этого периода в ЦАМО РФ практически нет. Но есть свидетельства выживших и прошедших плен очевидцев страшной битвы.

 

Кромешный ад

В отличие от многих родных, которые так и не узнали, как, где и когда погиб их солдат, семья Показаньевых получила документальное подтверждение гибели отца. Им написал однополчанин Афонасия Андрияновича Пётр Мокин, он был земляком отца, служил писарем при штабе. По его словам, 20 февраля 42-го года мл. лейтенант А.А. Показаньев был тяжело ранен. Его доставили в полевой госпиталь (дощатый сарай). Ночью немцы вновь начали контратаку и захватили госпиталь. На глазах отступающих они сожгли его вместе с ранеными бойцами.

В дневное время гитлеровская авиация беспрерывно бомбила. Как вспоминают выжившие, это был «кромешный ад».

В описании боевого пути дивизии об этом периоде сказано немного: «11 января дивизия по приказу командующего войсками Калининского фронта вышла из состава 39-й армии и была передана 29-й армии. В составе 29-й армии дивизия была переброшена на юго-запад Ржева.17 января дивизия вела бои и овладела деревней Толстиково. В этом районе дивизия попала в окружение. С 31.01. до 18.02. 1942 г. дивизия вела бои с противником в окружении в районе Толстиково – Щунино – Малахово – Родниково – Кокошкино. 18 дней, отбивая многочисленные атаки пехоты и танков противника, стремившегося сжать кольцо окружения, без боеприпасов и продовольствия дивизия героически билась с врагом, отстаивая каждую пядь земли, уничтожая живую силу и технику противника. За период окружения дивизия уничтожила до 2500 фашистов, 29 орудий, 67 пулемётов, 7 мотоциклов, 4 склада с боеприпасами и много военного имущества. Прорвав кольцо окружения в районе Новые Зуи, дивизия вышла из окружения и перешла к обороне. Из 7 дивизий 29-й армии спаслась половина одной дивизии (около 5000 человек). Остальные 14000 бойцов погибли в Манчаловских лесах. И всё же дивизионное знамя было вынесено, поэтому 369-ю дивизию не расформировали».

 

9 мая 2020 года будет открыт подо Ржевом памятник советскому воину. А с начала года в прокат вышел фильм «Ржев» режиссёра Игоря Копылова. Действие картины разворачивается в течение одних суток в с. Овсянниково. В основе сюжета фильма – повесть «Искупить кровью». Фильм «Ржев» – не типичная военная драма. Она не красива, не героична. Это фильм о том, как люди, совершенно разные, пришедшие в ополчение, приходят к тому, что: а если не я, то кто?

 

И в тылу не легче

От мужа Варвара Григорьевна получила всего несколько писем и открытку «Новогодний привет с фронта!», датированную 2.01.42 года, в которой написано: «Здравствуй, милая семья! Шлю свой привет милой жене Варе, детям — Дусе, Вере, Шуре, Вите и Тане с пожеланием счастья и здоровья в вашей жизни. Нахожусь на фронте, через 5 минут идём в бой, гремит канонада, на душе жутко. Прощайте, мои милые. Варя, береги детей». Эта открытка, как дорогая реликвия, до сих пор хранится у младшей дочери.

- В холодные и голодные вечера мы часто перечитывали письма отца, - говорит Татьяна Афонасьевна. Они согревали нас. Никто из нас не верил, что отец погиб. Помню даже такой случай, в наш дом залетела птичка (у детей в то время было поверье, если залетит в дом птичка, то отец с войны придёт), я побежала в поле к маме и кричу: «Мама, мама, сегодня папка с фронта вернётся!» А она мне: «А ты почём знаешь?» «Так птичка в дом наш залетела!» - с радостью закричала я. Кстати сказать, я многие годы уже будучи взрослой вглядывалась в лица, всё искала, а вдруг отца увижу...

- Маму мы почти не видели, - продолжает рассказ Т.А. Кошутина. - С утра до позднего вечера она трудилась в колхозе. Только представьте, что за трудодень ей надо было выкосить 40 соток травы! А за это ей давали кусочек жмыха, который она приносила и отдавала нам. Коровы у нас не было, она заболела и обезножила. Всю войны мы были без молока, на одной «траве», без доброй одежки. Маму мы слушали, не перечли, помогали во всём.

 

Послесловие

Татьяна Афонасьевна после окончания Курганского сельхозтехникума по распределению в 1959 году приехала в с. Дальняя Кубасова. 20 лет трудилась экономистом в колхозе, 10 лет — зоотехником. Здесь же вышла на заслуженный отдых. Село для неё стало родным, ведь прожила в нём 61 год. Из Показаньевой стала Кошутиной, с мужем воспитали троих детей — Веру, Елену и Николая. Все они остались на родной земле, никуда не уехали. Уже двое внуков отслужили в армии. Татьяна Афонасьевна всегда говорит своим детям и внукам, чтобы помнили, как досталась нашему народу Победа. Чтобы и они передавали своим детям о подвиге и мужестве русского солдата на примере их деда и прадеда.

Из мемуаров командира немецкой 6-й пехотной дивизии генерала Хорста Гроссмана, посвящённых Ржевской битве (февраль 1942 г.):

«…Особенно тяжёлым было наступление на так называемую школьную высоту в 1,5 км западнее Брехова. Эта высота была изрезана вырытой ещё осенью 1941 г. системой окопов и хорошо замаскирована с отличными полями обстрела. Блиндаж, опущенный на 2,5 м в твёрдую, как камень, промёрзшую землю, выдерживал даже снаряды тяжёлой немецкой артиллерии. 120 русских бойцов с большим упорством защищали это укрепление. Против него, пробираясь по глубокому снегу, сражались: с севера — 3-й батальон и с востока 1-й батальон 451-го полка под огневым прикрытием артполка, а также 210-мм мортиры. Две 88-мм зенитки били по блиндажу прямой наводкой. 15 февраля 451-й полк штурмовал этот важный опорный пункт. Однако противник под командованием своих офицеров и комиссаров сражался с ожесточённой яростью».

 

В этом году 3-го марта исполнилось 77 лет с момента освобождения города Ржева. Битва под Ржевом продолжалась 13 месяцев. По освобождению этого городка от немцев предпринималось три военных операции: Ржевско-Вяземская (с 8 января по 20 апреля 1942 г.), Ржевско-Сычевская (с 30 июля по 23 августа 1942 г.) и опять Ржевско-Вяземская (со 2 по 3 марта 1943 г.). Стоила эта битва, по официальным данным, жизни 1 млн 109 тыс. 149 человек, не считая огромного количества без вести пропавших и попавших в плен. Потери во всех операциях по освобождению Ржева составили более 8195 бойцов в сутки! Среди погибших был и мл. лейтенант Афонасий Показаньев

 

Комментарии

К 80-летию со Дня полного освобождения советскими войсками Ленинграда от блокады.

Фото ветеранов Великой Отечественной войны, наших земляков, посвятивших свою жизнь учительству.

Все новости рубрики Ветераны