Вождение в состоянии опьянения стало причиной смерти человека

...

Состояние опьянения несет в себе особый негативный потенциал в тех случаях, когда речь идет о взаимодействии человека с техникой, поскольку оно существенным образом ухудшает психофизиологические способности организма, необходимые для безаварийного управления технической системой в виде транспортного средства, - быстроту реакции, адекватность поведения в экстремальных ситуациях и т.п.
Когда водители управляют транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического, иного токсического опьянения, они не могут контролировать свои действия, быстро реагировать на непредвиденные ситуации на дороге. В результате на дорогах возникают ситуации повышенной опасности, которые могут повлечь трагический конец для водителей, пассажиров и иных участников дорожного движения, в том числе, пешеходов.
За управление транспортным средством (далее – ТС) в состоянии алкогольного опьянения предусмотрена административная и уголовная ответственность: лишение водительских прав, административный штраф, административный арест, принудительные работы, лишение свободы и т.д.
Уголовную ответственность за совершение ДТП в состоянии опьянения, повлекшего по неосторожности смерть человека, устанавливает п. «а» ч. 4 ст. 264 УК РФ. За указанное деяние предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Безопасность дорожного движения является на сегодняшний день одним из ключевых элементов общественной безопасности. В последнее время проблемы в сфере безопасности дорожного движения достигли глобальных масштабов, обусловлено это увеличением числа автолюбителей, пренебрежительным отношением некоторых из них к Правилам дорожного движения, отсутствием общей правовой культуры участников дорожного движения, а также безответственным отношением водителей к своей и чужой жизни и здоровью.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Нарушение указанного запрета предполагает привлечение к установленной законом ответственности.
Чащин, управляя автомобилем в состоянии опьянения, допустил нарушение правил дорожного движения, в результате чего совершил дорожно-транспортное происшествие, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, при следующих обстоятельствах.
Так, 10 июля 2022 г., в ночное время, Чащин А.А., управляя автомобилем в состоянии опьянения, перевозил потерпевшего на переднем пассажирском сидении, допустил нарушение правил дорожного движения (п. 2.7, п. 8.1, п. 10.1 ПДД РФ), в результате чего допустил съезд и опрокидывание автомобиля в правый кювет по ходу своего движения, тем самым допустил ДТП, в результате чего, потерпевшему были причинены телесные повреждения, повлекшие его смерть.
В судебном заседании подсудимый Чащин А.А. виновным себя в совершении инкриминируемого ему преступления не признал, просил оправдать его по предъявленному обвинению.
Виновность подсудимого Чащина в совершении указанного преступления при установленных судом обстоятельствах подтвердилась исследованными судом доказательствами: показаниями потерпевшей и свидетелей, экспертными заключениями другими письменными материалами дела.
Суд квалифицировал деяние Чащина А.А. по п. «а» ч. 4 ст. 264 УК РФ – нарушение лицом, управляющим автомобилем в состоянии опьянения, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Приговором Шатровского районного суда Курганской области от 18.11.2024 суд признал Чащина А.А. виновным в совершении указанного преступления и назначил ему наказание в виде 6 лет 11 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 года.
Чащин и его защитник, не согласившись с назначенным судом наказанием, обжаловали приговор.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Курганского областного суда от 24 ноября 2024 года приговор Шатровского районного суда Курганской области в отношении Чащина оставлен без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Приговор суда вступил в законную силу.
Пьянство за рулем остается одной из основных угроз безопасности дорожного движения и причиной смертности при дорожно-транспортных происшествиях.
Пребывание за рулем водителя, принявшего алкоголь, недопустимо. Это обусловлено обеспечением безопасности для других участников дорожного движения. Пьяный водитель на дороге представляет опасность для себя и окружающих. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, человек не может своевременно отреагировать на изменившуюся обстановку. Соответственно, риск стать виновником ДТП увеличивается в разы.
Наталья ШАРЫПОВА, помощник судьи Шатровского районного суда.

Комментарии