- В начале года вступил в силу новый федеральный закон, который наделил российский нотариат новыми полномочиями. Маргарита Анатольевна, расскажите об этих нововведениях.
- Поправки в законодательство о нотариате ввели обязательное нотариальное удостоверение сделок по продаже долей на недвижимое имущество, с имуществом несовершеннолетних или ограниченно дееспособных лиц. Через нотариуса теперь должны проходить документы, касающиеся раздела имущества супругов. В очередной раз были снижены тарифы, а для тех сделок, которые обязательны для нотариального удостоверения, тариф по Налоговому кодексу составит 0,5 процента от суммы сделки, но не менее 300 рублей и не более 20 тысяч рублей.
- В последнее время нотариус получил возможность оказывать услуги по принципу «одного окна». Что входит в их перечень?
- Нотариус самостоятельно получает из реестров необходимые справки, обеспечивает юридическую чистоту сделки, подает документы на регистрацию в Росреестр в электронном виде, при этом срок регистрации прав в таком случае составляет всего один день. Передачу денег наличными или через банковскую ячейку можно заменить безопасным расчетом через депозит нотариуса (т.е. покупатель до подписания сделки или при подписании передает деньги не продавцу, а нотариусу (в депозит), а продавец получит деньги с депозита после регистрации перехода права собственности на покупателя). Кроме этого, при подаче документов нотариусом госпошлина за регистрацию права собственности снижена на 30 процентов.
- С июля 2014 года жители района могут пользоваться рядом электронных реестров. Какие задачи они решают?
- К примеру, реестр залогов движимого имущества нужен для того, чтобы решить проблему мошенничества с имуществом, находящимся в залоге. Прежде чем покупать автомобиль, нужно зайти на сайт и проверить, не в залоге ли он, а еще лучше взять выписку об этом у нотариуса и приложить ее к договору. Отдельные сведения из реестров имеют открытый доступ (например, залоги или отмененные доверенности), некоторые доступны только нотариусу.
- Бывают ситуации, когда необходимый документ (доверенность, согласие, заявление) находится далеко, в другом регионе или области. Как можно решить эту проблему?
- Обмен документами можно произвести на расстоянии и в кратчайшие сроки. Нотариус может, образно выражаясь, превратить бумажный документ в электронный и наоборот, причем сделать это с сохранением юридической силы документа.
- Какие еще сервисы нотариата доступны для жителей района?
- Существуют сервисы, которые сокращают временные затраты для ИП и юридических лиц, в частности, при совершении регистрационных действий, подачи заявлений в налоговые органы в электронном виде через нотариуса. Теперь перед совершением нотариальной сделки нотариус запрашивает сведения из своей системы в системе ФНС и получает актуальные на эту минуту сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
- Спасибо за ответы.
Спрашивала Дарья ПОНОМАРЁВА.