Отец и сын воевали геройски... и вернулись живыми

Рассказ о кавалере ордена Славы Александре Васильевиче Чудинове из д. Дворцы.

После публикации о редакционном проекте «Солдатская Слава» нам позвонил бывший председатель колхоза «Великий Октябрь» Александр Скрипилёв. Он рассказал, что в д. Дворцы жил и работал кавалер ордена Славы Александр Васильевич Чудинов. Сегодня в Шатрово живёт его дочь Галина Чепелева, которая поделилась с нами фотографиями отца, его фронтовыми рассказами.

«Так убей фашиста, чтоб он, а не ты на земле лежал...»

При жизни ветеран рассказывал родным про некоторые моменты своего боевого пути. Через две недели после начала войны на фронт ушёл отец, Василий Владимирович Чудинов, ему было 36 лет. За старшего в семье остался 16-летний Александр с двумя сестрами. Мать практически не видели, она с утра до ночи трудилась в колхозе. Многие молодые люди рвались на фронт вслед за своими отцами защищать Родину. Думали, что война будет недолгой и они не успеют внести свой вклад в Победу. Вот и комсомолец Александр Чудинов вместе с одноклассниками ходил в Шатровский военкомат с просьбой о призыве в армию. Но годков юношам не хватало, и им отказывали. Александр пошёл на хитрость, приписал себе лишний год. И в марте 42-го его, 17-летнего юношу, призвали в армию. Сначала новобранец прошёл военную подготовку в воздушно-десантной бригаде, потом его направили служить стрелком на Северо-Западный фронт. После первого ранения в июле 42-го продолжил воевать на Сталинградском фронте. Нет, он не был под Сталинградом, был там, куда посылало командование. Но он также участвовал в великом переломе.

«Страшно ли было?» - спрашивали его родные. Александр Васильевич отвечал: «Да! Перед атакой. А потом? Потом раздумывать некогда: с психической атакой гитлеровцев шутки были плохи. Но мысль солдатская работала чётко: если не ты его, так он тебя. И это вовсе не присказка, если утром вместе с товарищем по взводу кашу из одного котелка ели, а вечером.... вечером хоронили...».

После этих слов на память приходят строчки из стихотворения Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом» (первоначальное название «Убей — его!»): «Так убей фашиста, чтоб он, а не ты на земле лежал. Не в твоём дому чтобы стон, а в его по мёртвым стоял». Сейчас многие не понимают, насколько страшной была та война. Симонов своими глазами видел расстрелянных и замученных людей, изнасилованных женщин, ощущал запах горелого человеческого мяса. В 1942 г. фраза «убей его» воспринималась естественно и выражала искреннюю потребность всего советского народа.

Первая награда

Свою первую боевую награду — медаль «За отвагу» красноармеец Чудинов получил за дерзкую вылазку в тыл врага. Он служил в гвардейской 63-й разведроте. В наградном листе читаем о личном боевом подвиге земляка: «Товарищ Чудинов известен как смелый, находчивый разведчик. Вместе с тов. Мушенко он ворвался во вражеский окоп и лично уничтожил троих немцев. Под сильным огнём противника, не считаясь с опасностью для своей жизни, он доставил изъятые у них документы командиру разведроты. Сведения в документах помогли установить нумерацию частей противника, действующих перед нашей дивизией. 1.08.1943 г.».

На следующий день после вручения награды Александр Чудинов был вторично тяжело ранен в ногу. Подлечился солдат и вновь в бой. Чудинов – уже командир стрелкового отделения. Вот ещё один эпизод из военных будней. Идут они, разведчики, вперёд, в руках карта, где каждый ручеек, каждый бугор отмечен. Говорят между собой: вот-вот должна быть деревня. Нет, не видно. Но приказ есть приказ, идут. Не врёт карта, была деревня, но от неё остались одни трубы. И протоптанная тропинка к яме, где всю зиму жили оставшиеся в живых жители. Разве можно это забыть? Нет, никогда! Кто остановит солдата, бьющегося за правое дело? Никто! Правда, путь к Победе был очень долог и труден...

«Вынес с поля боя 19 тяжелораненых...»

А однажды послали разведчиков за «языком», и обязательно чтобы он был офицер. Темень — глаз выколи. Кто его там разберёт, офицер, не офицер. Всю ночь караулили, и вдруг появилась в темноте фигура. Схватили разведчики и притащили пленного к своим, а он оказался румын. Знать ничего не знает. И опять в поиск. Не доверяли немцы своим союзникам. Давали им на ночь двести патронов, и попробуй не расстреляй - утром каши не получишь. Вот и палили в белый свет, как в копеечку. На вторую ночь повезло разведчикам, бесшумно обезвредили большого немецкого чина. В штаб доверили доставить офицера сержанту Чудинову. «Отец рассказывал, - говорит дочь Галина Александровна, - что после двух ночей без сна, он еле шёл за пленным. И вдруг задремал на ходу. Сам папа невысокого роста был, щупленький, и здоровенный немец сильно ударил отца. Отец не растерялся и, падая, налету дал очередь из автомата возле ног гитлеровца. Убивать-то нельзя...».

Иногда говаривал отец: «Не счесть, сколько земельки перекопали, отрывая окопы. Ходили в атаку, стриглись, мылись в бане, при случае и маленькие победы отмечали знаменитыми наркомовскими и шли вперёд».

После третьего ранения Александра Чудинова из разведчиков перевели в санинструкторы. Много раненых бойцов остались живы, только благодаря тому, что их вовремя с поля боя вынесли санинструкторы. И в новой должности наш земляк проявил себя отважно. Из представления к ордену Славы III ст. читаем: «В боях за населённые пункты Латвийской ССР с 9 по 17 августа 1944 г. ст. сержант Чудинов, рискуя жизнью, под огнём противника оказал помощь более 60-ти раненым бойцам и офицерам, вынес с поля боя 19 тяжёлораненых. При этом сам был тяжело ранен».

Не пришлось А.В. Чудинову дойти до Берлина, успел только до Риги. Вот они, рубцы войны, оставшиеся на теле зам. командира взвода, ст. сержанта Чудинова: 20.07.42 года — первое ранение; 3.09.42 г. — ранен в ногу; 9.08.43 г. - тяжело ранен в ногу; 17.08.44 г. - тяжело ранен в руку.

Но до логова фашистов дошёл его отец. Ефрейтор Василий Владимирович Чудинов служил телефонистом в 764 отдельном батальоне связи 312-й стрелковой Смоленской дивизии. Как и сын, воевал мужественно. Вот лишь несколько строк из наградного листа: «16 января 1945 г. в Польше во время преследования противника обоз связистов был задержан группой немцев численностью 65 человек. Тов. Чудинов первым бросился на немцев и расстрелял из автомата 14 гитлеровцев». За проявленную отвагу он удостоен ордена Отечественной войны II ст. Была на груди фронтовика и медаль «За отвагу» за бои в Берлине. Сберегла судьба героев, оба, хоть и с серьёзными ранениями, вернулись домой живыми.

Черпал силы в Победе

«Будут потом всю жизнь черпать силы в этой Победе» – это слова маршала Георгия Жукова о фронтовиках-победителях. И это, действительно, так. Инвалидом 3-й группы Александр Чудинов работал сначала бригадиром, затем механизатором в колхозе «Великий Октябрь» до самой пенсии. Несмотря на сильные боли в ногах, руках, пояснице, не сдавался старый фронтовик. Вскакивал с постели, если надо, в шесть, а то и в пять утра. Разомнется немного и на работу. И воскресенье ему нипочём. Чувство ответственности за порученный участок всегда было на первом месте. Разве забудет кто из старшего поколения бочки с водой для тракторов по краю гонов? Костры в ночи, когда перетяжку подшипников у тракторов делали...

Бывший председатель колхоза А.А. Скрипилёв так сказал об А.В. Чудинове: «Работяга, каких мало! Где он — там простоев не было. А стогоправ какой: зароды ставил, как игрушечки. И кукурузоводом был знатным. Собственно, нет, наверное, в колхозе работы, которую бы не сделал он. Не привык солдат и хлебопашец Александр Васильевич Чудинов делать плохо любую работу».

Уверен, что многие из молодых людей сегодня не сделают того, что делал в 70-75 лет ветеран войны. По словам дочери, он рано утром уходил из райцентра в лес за д. Дворцы и к 11 часам дня возвращался с полным бидоном земляники или корзиной грибов. Даже с первым инсультом сам справился, напился из лужи в лесу, намочил голову и пришёл домой, хотя речь восстанавливал долго.

Надо сказать, что всю войну Александра ждала его девушка Анна Петровна Тушина. В 1945 году они поженились, вырастили троих детей. Сегодня род Чудиновых продолжают 4 внука, 6 правнуков и 2 праправнука. Похоронен ветеран на кладбище д. Дворцы. Сердце фронтовика перестало биться после четвёртого инсульта, 27 сентября 2001 года.

 

Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. Человек, переживший большие испытания и победивший, будет потом всю жизнь черпать силы в этой Победе.
Константин Жуков из книги «Воспоминания и размышления»

 

Комментарии

Все новости рубрики Ветераны