За взятие рейхстага удостоен второй «солдатской Славы»

Клавдий Егорович Третьяков воевал в легендарной 150-й стрелковой Идрицкой дивизии.

Мы продолжаем рассказывать о наших земляках, награждённых во время Великой Отечественной войны за личное мужество и отвагу орденом Славы. Сегодня наш рассказ о красноармейце Клавдии Егоровиче Третьякове  из села Барино. Он один из немногих в нашем крае фронтовик, дважды отмеченный командованием орденом солдатской Славы третьей и второй степеней.

О войне из уст ветерана

Когда фронтовик был жив, с ним встречалась обозреватель нашей газеты Елена Дмитриева. Клавдий Егорович в беседе рассказал о себе, о трудовом и боевом пути:

«Родом я из села Терсюкское, вышел из большой крестьянской семьи. Как и большинство детей той поры, с малых лет начал работать. Война застала меня почти мальчишкой. В это время я работал и учился в школе рабочей молодёжи, которая была организована при Мехонском леспромхозе. С первых дней войны началась мобилизация, проходили митинги. Старших забирали на фронт, а нас, 17-летних мальчишек, перевели в постоянные кадры лесорубов. Проработав около года, в августе 1942, вручили повестку и мне. Сначала направили в Ялуторовск на учебу в миномётный полк. После шести месяцев обучения я попал в 151-ю бригаду отдельного миндивизиона, который формировался в г. Кустанай. Сразу мы были направлены на передний край. И закрутилась эта адская карусель на целых три года...».

В памяти ветерана всплывают то станция Кресты, то посёлок Жихарево, то Старая Русса, то Великие Луки. Немецкая авиация ежедневно бомбила позиции наших солдат. Враг каждый день шёл в наступление, а молодые миномётчики вели такой огонь, что стволы «кипели». «Слабый грунт, болотистая местность не давали вести массированный огонь, - сожалеет Клавдий Егорович. - Очень много было потоплено боевой техники, коней, личного состава. Противник старался занять более выгодные рубежи, но наши солдаты не прекращали артиллерийские обстрелы и старались наносить врагу сокрушительные удары».

«Были такие моменты, - с гордостью говорит ветеран, - что огонь противника приходилось вызывать на себя. Ночью выезжает один взвод батареи и ведёт бесприцельный огонь в сторону противника. Когда немцы засекут эти орудийные вспышки, доложат о них своему командованию, а наши миномётчики быстро сводят станины орудий и были таковы!  Вот какие опасные игры на фронте!».

Имена земляков, которые дважды награждены орденом Славы. Просим читателей откликнуться, если вы знаете этих людей: Бочаров Фома Яковлевич, 1921 г.р., с. Ильино, Голодных Валентин Артамонович, 1922 г.р., с. Боровое,  Лютиков Александр Фёдорович, 1925 г.р., с. Камышевка, Сосков Павел Петрович, 1920 г.р., Глазычев Александр Николаевич, 1925 г.р., Замятин Фёдор Васильевич, 1925 г.р., Мурзин Николай Иванович, 1924 г.р.

Строки из наградных листов

На трёх фронтах — Северо-Западном, II Прибалтийском, I Белорусском пришлось повоевать нашему земляку. Большая часть боевого пути Клавдия Третьякова связана со 150-й Идрицкой стрелковой дивизией, где он служил в 328-м артиллерийском полку заряжающим 4-й батареи. Первую боевую награду — медаль «За отвагу» солдату вручили 16 августа 1944 года. Вот как описал подвиг его командир майор Гладких: «В наступательных боях товарищ Третьяков проявил мужество и отвагу. В боях за высоту 224,4 у дер. Завируйни его орудие находилось на прямой наводке и, благодаря чёткой работе расчёта, уничтожило 5 пулемётных точек противника, 3 блиндажа и до 40-ка солдат и офицеров».

А первым орденом солдатской Славы III степени Клавдий Егорович награждён 1 марта 1945 года: «В боях 14-16 февраля 45 г. в составе расчёта подбил самоходное орудие врага. Вместе со старшиной Рукавишниковым, защищая свой рубеж, огнём из автомата уничтожил 17 гитлеровцев. Когда прибыло подкрепление, тов. Третьяков с пехотой пошёл в атаку, где лично уничтожил 3-х немцев и 9 солдат взял в плен».

Войну закончил боец Третьяков в Берлине штурмом Рейхстага. И самым радостным событием было то, что в Берлине он встретил своего односельчанина и одноклассника Ивана Андреевича Огнёва. Они оба были с 1924 года рождения, а за плечами 20 летних бойцов — три года атак и сражений. Их вместе призвали в армию, они даже служили в одной 150-й дивизии, только в разных полках, но увиделись только здесь, в логове врага. Иван Огнёв  был наводчиком миномётной батареи 120 мм мин. И судя по наградам, тоже воевал отважно: на его груди блестели ордена Славы III ст. и Красной Звезды, медаль «За отвагу». При штурме Рейхстага он получил ранение...

А Клавдий Третьяков за штурм Рейхстага удостоен ордена Славы II степени. Читаем в представлении к награде: «В боях за Берлин тов. Третьяков образцово выполнял обязанности по уничтожению вражеских пулемётных точек и огневой силы. Его орудием уничтожено 3 пулемёта и до 40 фашистов, тем самым был расчищен путь для пехоты на подступах к Рейхстагу».

Удивительно, что Клавдий Егорович прошёл всю войну целым и невредимым. Ни вражеская пуля, ни осколок снаряда или бомбы не задели его. Это по-своему объясняла жена ветерана - Раиса Ивановна. Оказывается, будучи совсем мальчишкой, Клавдий Егорович пас стадо коров и случайно заметил на черемухе гнездо ремезка (есть такая маленькая птичка). Оно свито из какого-то пуха и очень похоже на белый детский валеночек. Паренёк достал его и принёс показать матери. А та, задумчиво посмотрев, промолвила: «Это не каждому удаётся, ты счастливым будешь, Бог тебя убережёт».

Война  закончилась,  но заряжающему 328-го артиллерийского  полка   150-й Идрицкой стрелковой дивизии пришлось пройти  кадровую службу в оккупационных войсках в Германии. С июля  1945 года стал химинструктором 599-го миномётного полка. Только в марте 1947 года Клавдий Егорович вернулся домой. Зауральский паренёк с честью выполнил свой долг. Об этом говорят боевые ордена и медали ветерана: «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»… После  войны  Клавдий Егорович работал в Бариновском леспромхозе. Его труд отмечен юбилейной ленинской медалью, знаками «Ударник коммунистического труда», «Победитель социалистического соревнования», медалью «Ветеран труда», множеством благодарностей.

 

150-я стрелковая дивизия сформирована в сентябре 1943 г. в составе Северо-Западного фронта, в районе г. Старая Русса. С ноября в фронтовом подчинение II Прибалтийского фронта. Многие ли из нас всматривались в то, что написано на Знамени Победы? «150-я стрелковая ордена Кутузова II степени Идрицкая дивизия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии I Белорусского фронта».  Что это за Идрица, с чьим именем на устах бойцы 150-й дивизии штурмовали Рейхстаг? Это был районный центр и крупный железнодорожный узел. Здесь пересекались ветки Москва-Рига и Ленинград-Мариуполь. Кругом болотистые места, бездорожье, немцы очень дорожили этим стратегическим участком. Ценой больших потерь Идрица была освобождена. В Москве дан салют: 224 орудия, 20 залпов — по военному церемониалу, такие почести полагались областном центру. Впереди у дивизии был славный путь. 12 июля 1944 г. 150-я дивизия Приказом Верховного Главнокомандующего за боевые заслуги при освобождение Идрицы удостоена почётного наименования «Идрицкая».  Дивизия принимала участие в освобождении Латвийской ССР,  в Рижской операции,  в боях по уничтожению Курляндской группировки противника и в других крупных операциях. 26 апреля 1945 г. 150-я дивизия за успешные бои в Померании награждена орденом Кутузова II ст. 30 апреля 1945 г. в Берлине подразделения 150-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Шатилова и 171-й стрелковой дивизии под командованием полковника Негоды штурмом овладели зданием германского Рейхстага и водрузили на нём Знамя Победы. 11 июня 1945 г. дивизия удостоена почётного наименования «Берлинская». Российским законодательством установлено, что Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооружённых Сил над нацистской Германией, государственной реликвией России и находится на вечном хранении.  Также Знамя Победы является официальным символом Победы в Белоруссии, Приднесровье, ДНР и ЛНР.

 

 

Комментарии

Все новости рубрики Ветераны