Многие их названия связаны с советским периодом – Комсомольская, Пролетарская, Октябрьская… Другие связаны с местом расположения – Северная, Западная, Овражная… Я решил узнать историю улиц, названных в честь известных односельчан.
В память о комсомольце
Четыре улицы в Шатрово: Федосеева, Зубрилова, Ш. Емелина и Кузнецовой носят фамилии земляков, погибших в период крестьянского восстания 1921 года. Меня заинтересовала улица Зубрилова. Одна из самых маленьких и неприметных улиц нашего села находится в восточной части, возле реки Мостовки. На ней всего около двух десятков домов, многие уже нежилые. Я начал поиск информации. В выборе направлений поиска мне помогли родители. В муниципальном архиве, краеведческом музее узнал, в честь кого и когда была названа улица. В 1956 году в память о 35-й
годовщине со дня трагического крестьянского восстания некоторые улицы Шатрово были переименованы в честь погибших сторонников советской власти. В их числе был и комсомолец Михей Степанович Зубрилов. Его убили вместес другими коммунарами. Все они похоронены в братской могиле на ул. Ленина. Сейчас там стоит памятник и плита с именами погибших, в том числе и Михея Зубрилова.
Но ещё больше интересного я узнал об этой улице от старожила села Шатрово Евстолии Афонасьевны Ядрышниковой. Оказывается, что раньше улица Зубрилова называлась улицей Набережной. Я побывал у ветерана в гостях, вместе мы посмотрели альбомы, фотографии людей, которые жили на этой улице.
И помнит мир спасённый…
– В 1937 году мы переехали из Турушёво в Шатрово, – начала свой рассказ Е.А. Ядрышникова. – Папе здесь предложили работу, т.к. Турушёво относилось к Шатровскому району. Папа работал инспектором в районном финансовом отделе. Мы купили в Шатрово дом у Татьяны Зубриловой (это была мама погибшего комсомольца Михея). Раньше был обычай при продаже дома оставлять икону в красном углу. Вот и от бывших хозяев нам достался большой образ с ликом Богородицы.
Дом был просторный, с большой кухней и комнатой, стоял на берегу реки Мостовки по ул. Набережной. Как и во всех домах тех времён, на кухне была большая русская печь. Рядом с печью – полати из досок. Вся семья умещалась спать на печке и полатях. Так жили тихо, мирно, спокойно до 1941 года. Потом грянула война. Мужчин забирали на фронт. Проводились митинги с призывами защитить родную землю от немецкого фашизма. Солдат увозили сразу после митинга на конных повозках. Женщины и ребятишки долго бежали за подводами, с криком и плачем провожая своих родных.
Наша улица Набережная была небольшой, но из каждого дома ушёл солдат на фронт. Из более чем 20 человек домой вернулись только 8.
В разное время я собирала материал про фронтовиков с нашей улицы, их публиковали в районной газете, – продолжает Евстолия Афонасьевна. – Первым на поле брани сложил голову Кондратий Вахрушев. Его отец, Семён Афонасьевич, работал бухгалтером в Шатровской МТС. Мама, Меланья Ульяновна, была домохозяйкой. В семье было пятеро детей. Вахрушевы к соседям всегда относились с пониманием, помогали, чем могли, особенно в трудные военные годы. Кондратий был кадровым военным, служил в Бресте начальником 3-й резервной заставы 17 погранотряда. Геройски погиб 23 июня 1941 г., на второй день войны. Здесь же были расстреляны пленённые немцами его жена Нина и сын Боря. Кондратий Семенович погиб, защищая Родину, свою маленькую улицу Набережную, родительский дом. Его имя высечено на плите Мемориала Брестской крепости.
Потом пришла похоронка семье Огнёвых. Их сын Михаил Павлович Огнёв погиб 1 декабря 1942 г. в городе на Волге. Его имя увековечено в мемориальном комплексе на Мамаевом кургане. В свои 19 лет он был командиром миномётного расчёта. Он награждён медалью «За отвагу». Вот несколько строчек из наградного документа: «В период с 22.09. 42 по 6.11. 1942 г. мл. сержант Михаил Огнёв со своим расчётом при обороне Сталинграда уничтожил 90 гитлеровских солдат и офицеров, 4 автомашины с различными грузами и 1 блиндаж».
Многие, жившие на ул. Набережной, не вернулись с фронта. Назову тех, кого ещё помню: Сергей Благинин, братья Бушмановы Потап, Иван и их зять Варфоломей, Александр Казаков, Николай Коновалов, Константин Сивков, Николай Ядрышников, Александр Тихонов. А кто вернулся, почти все были израненными, инвалидами. Но и они включились в мирную жизнь, не отсиживались, а активно трудились. Вот, к примеру, наш герой улицы Иван Иосифович Бородин. Мы его сравнивали с легендарным лётчиком Маресьевым, который без ног снова вернулся за штурвал самолёта, а И.И. Бородин без ноги сел за руль трактора. Сельчане сначала только диву давались: без ноги, а работает как заправский тракторист. Потом свыклись и не представляли себе тракторную бригаду без Бородина, а его самого – без трактора. Восемь лет водил Иван Иосифович трактор по колхозным полям, потом был бригадиром. Нелегко, конечно, было, но не сдался бывший солдат. Бился за своё право на труд и побеждал. С супругой, Евдокией Лукиничной, Иван Иосифович вырастили и воспитали четверых дочерей: Галину, Зою, Нину и Лидию. Гордились и односельчане своим земляком, особенно с ул. Набережной, где жил И.И. Бородин. Восторженным взглядом провожали его в День Победы, когда он шёл на праздничную демонстрацию. Грудь ветерана украшали боевые и трудовые ордена и медали. Да, вот таким он был, одним из лучших, живущих на нашей маленькой улочке Набережной, нашей малой родине. Человек мужественный и стойкий, умеющий без устали работать, просто и скромно жить. Один из поколения победителей. Таких нельзя забывать!
Первый «кирпичик»
Обыкновенная сельская улица… Мы живём на ней, к ней привыкли и порой не задумываемся, в честь кого же она названа. А ведь каждое имя – это история. Знать о людях, именами которых названы наши улицы, означает знать историю родного края, знать её народ. Я понял, что нужно изучать историю малой родины, нужно помнить свои корни. Ведь время летит очень быстро: люди уезжают, умирают, старые дома и улицы постепенно разрушаются и исчезают. Конечно, рождаются новые люди, строятся дома, благоустраиваются дороги. Поэтому так важно сохранить информацию об улицах и людях, которые жили раньше и живут сейчас. Ведь это наша история. А если мы будем её знать, нам будет что рассказать своим детям, сравнить, как было раньше и сейчас. А ещё было бы здорово, если про каждую улицу Шатрово сделать материал, а потом издать книгу: «Улицы села Шатрово: прошлое и настоящее». Первый «кирпичик» уже есть: история ул. Набережной – Зубрилова.
Дмитрий ЧЕРНЫШ, учащийся 7«В» класса Шатровской школы.
Комментарии