...Замучен тяжёлой неволей и памятью потомков забыт

Проект редакции «Знакомые незнакомцы». Их именами названы улицы сёл района.

Улица Федосеева и средняя школа в райцентре названы именем революционера-учителя Михаила Ивановича Федосеева, который погиб 9 февраля 1921 года от рук восставших крестьян. Кем он был, как погиб и что стало с памятью об этом человеке, читайте в журналистском материале Владимира Черныша.

 

Из Самары в Сибирь

Михаил Иванович Федосеев родился в 1881 году в селе Екатериновка Самарской губернии в бедной крестьянской семье. Нелёгким было его детство. Рано умер отец, поэтому семья жила крайне бедно, впроголодь. Но несмотря на трудности, Михаил с отличием окончил двухклассную школу, а позднее учительскую семинарию. Во время учёбы М.И. Федосеев приобщился к революционной деятельности. После окончания училища он был назначен учителем в село Новые Костычи. Здесь вступил в социал-демократическую партию, стал принимать активное участие в организации демонстраций. Власти тогда жестоко расправились с демонстрантами. Но Федосееву удалось скрыться.

Октябрьский переворот 1917 года застал его в Ялуторовске. В марте 1918 года в городе установили советскую власть. Федосеев работал сначала комиссаром финансов и народного образования, а затем в составе уездного исполкома. Он вёл большую работу по установлению советской власти в уезде. Летом 1918 года не успевшего скрыться Федосеева схватили белогвардейцы. Больше года революционер находился в Ялуторовской тюрьме, где серьёзно заболел тифом. Его освободили как тяжело болящего. Постепенно супруга Елизавета Александровна выходила мужа, можно сказать, «забрала» его у смерти. В августе 1919 года Красная армия заняла Тюмень и близлежащие населённые пункты. Вновь стала устанавливаться советская власть.

 

Правых нет и виноватых

В 1919 году Тюменский областной комитет направил М.И. Федосеева преподавателем в Шатрово, поручив ему создать в селе партийную и комсомольскую организации. В течение года с порученным делом Михаил Иванович справился, на территории района стали организовываться производственные коммуны, артели. Но из-за ужесточения политики военного коммунизма, продразвёрстки (вооружённые бойцы продотрядов забирали у крестьян все зерновые запасы, вплоть до семенного, обрекая семьи на голодную смерть) произошло обострение отношений крестьян с новой властью, которое в феврале 1921 года быстро переросло в вооружённое противостояние. Тысячи ни в чём неповинных людей нашей округи пострадали в этой борьбе за справедливость. Для каждой из противоборствующих сторон она была своя: для большевиков всякое инакомыслие воспринималось как контрреволюционное явление, которое беспощадно подавлялось, а для крестьян - это было грубое вмешательство в их традиционный патриархальный уклад жизни, который они пытались защитить. Как ни печально, но и через сто лет в обществе нет единого понимания, что в гражданской войне, во взаимном кровопролитии одного народа не может быть правых и виноватых. Повинны все, и раскаяние должно быть обоюдным...

Восставшие арестовали М.И. Федосеева и десятки других приверженцев советской власти. Пытки, издевательства и убийства в полной мере обрушились на их головы. В архивных документах сохранились воспоминания очевидцев того времени, вот одно из них: «Арестованных, в том числе и Федосеева, согнали и заперли во дворе исполкома. Там каждый день замучивали и убивали десятки людей. Мёртвых голыми выбрасывали в поле. 9 февраля такая участь ждала и Михаила Федосеева. Он не выдал своих товарищей, и был убит. Тело его бросили в общую кучу трупов».

Обо всех зверствах в Шатрово знали жители соседнего села Дворцы. Там Михаил Иванович проводил большую разъяснительную работу. Они хорошо относились к посланнику новой власти, некоторые дети учились у него. Когда люди узнали, что Федосеев погиб, то при первой же возможности раскопали гору мертвецов, нашли его тело, одели и похоронили в Дворцах.

Уже в преклонные годы вдова М.И. Федосеева Елизавета Александровна вспоминала:

– Год спустя после смерти Михаила Ивановича я была командирована в один из населённых пунктов области. Путь лежал через Шатрово. Ямщик, везший меня, заявил, что он должен торопиться, так как ему обязательно нужно вовремя попасть во Дворцы и Шатрово. «А зачем это так спешно нужно?», - спросила я. «Сегодня хоронят хорошего человека, нашего Федосеева, - ответил ямщик, - сегодня его тело переносят из Дворцов в Шатрово». И он мчался, не жалея лошадей. Подъезжая к Шатрово, я увидела такую картину: огромная процессия, один конец которой уже подходил к Шатрово, а другой ещё только выходил из Дворцов с приспущенными траурными красными знамёнами. Звучал духовой оркестр и песня «Замучен тяжёлой неволей». Люди на руках несли простой тесовый гроб с телом погибшего».

 

Доброму человеку — добрая память

Михаил Иванович Федосеев был похоронен в Шатрово возле здания школы, где он работал. По воспоминаниям тех, кто его знал, он был жизнерадостный, общительный человек, любил пение и музыку, любил детей. Очень скромный в жизни и добрый по натуре он всегда был готов прийти на помощь. В 1931 году на месте погребения был установлен первый деревянный памятник. В день гибели учителя, 9 февраля, здесь проходили митинги, выступавшие вспоминали то смутное время. В 1959 году выпускник школы Борис Наговицын по своему проекту установил на этом месте новый кирпичный памятник, который просуществовал более 20 лет. В 1964 году среднюю школу назвали именем погибшего учителя. К столетию рождения Владимира Ленина, в апреле 1970 года, улица, где стоял памятник, переименована из Кооперативной в улицу Федосеева, а улица Восточная стала носить имя Шуры Емелина (этот юный активист также погиб зимой 1921 года). В начале 80-х годов прошлого столетия началось строительство новой трёхэтажной средней школы, которая распахнула свои двери 1 сентября 1983 года. К сожалению, при строительстве школы памятник пришёлся, как говорится, не ко двору. Его снесли, а место погребения учителя Михаила Ивановича Федосеева закатали в асфальт. Как не парадоксально, но произошло это не в новые «демократические» времена, а в самый апогей советской власти. Памятник отодвинули в сторону метров на сто. Здесь установили бюст М.И. Федосееву, к нему иногда возлагают цветы, венки. В школьном музее есть стенд об учителе, оформлено много альбомов, сделана фотопрезентация. В 50-70-е годы велась переписка с друзьями и бывшими учениками учителя, с его вдовой, Елизаветой Александровной Федосеевой. Это всё хорошо, но печально другое. По месту погребения вот уже несколько десятков лет ходят дети, односельчане. Конечно же, большинство об этом не догадываются. Но всё же, как-то противоестественно и даже кощунственно такое отношение к памяти человека, которого считали и продолжают считать героем, отдавшим свою жизнь за свободу земляков. Ведь все нормальные люди в памятные дни ходят не к могильным плитам и оградкам своих родных, а к месту их последнего упокоения (как правило, это всё находится в одном месте). Даже погибшим землякам в далёких краях стараются привезти на могилу горсть родной земли. А у нас асфальт и забвение! Так не должно быть...

Пять лет назад волонтёры Шатровской школы провели анкетирование среди 100 жителей райцентра. Одним из вопросов был: «С чем ассоциируется для Вас имя Михаила Ивановича Федосеева? Большинство опрошенных ассоциируют это имя с улицей Федосеева (78%); часть респондентов - с памятником, который установлен во дворе школы (12%); 7% оставили этот вопрос без ответа; 3% вспомнили, что школа носит имя этого человека. Результаты анкетирования показали, что большинство взрослого населения села Шатрово не владеет информацией об этом человеке, либо знает о нём очень мало.

 

Как всё-таки странно, что мелочи вдруг приходят на память, а то, что волновало когда-то, с годами забывается. Сикибу Мурасаки

 

С чем ассоциируется для Вас имя Михаила Ивановича Федосеева?

С улицей Федосеева 78%

С памятником во дворе школы 12%

Не знают 7%

В честь его названа школа 3%

Комментарии

Все новости рубрики Ветераны