Международный детский центр «Артек» 16 июня будет отмечать 99-й день рождения и готовиться к 100-летнему юбилею. Журналисты газеты «Сельская новь» к этой дате решили узнать, кто же из земляков в школьные годы побывал в этом знаменитом лагере. Их воспоминаниями и впечатлениями о посещении «Артека» мы поделимся с читателями. Сегодня предлагаем рассказ об «Артеке» Маргариты Юрьевны Букиной из Шатрово.
Детство - это самый важный и самый потрясающий жизненный период. Каждый человек всегда вспоминает его, как счастливое и беззаботное время. И я – не исключение. У меня было замечательное детство, потому что я родом из СССР! Из того времени, где не было бедных и богатых, где мы друзей находили не в интернете, а во дворе, на стадионе, в школе, в пионерском лагере.
Пионерский лагерь… В то время - это обитель свободы для нас. А если это не простой лагерь, а самый лучший не только в стране, но и в мире, то это верх впечатлений, удовольствий и личностного развития. Таковым в советское время стал, конечно, «Артек» – ПЕРВЫЙ в стране! Побывать в нём было мечтой едва ли не каждого школьника. Лагерь был не просто визитной карточкой советской пионерии, но и её «парадной витриной», которую непременно показывали важным иностранным гостям. Лагерь был международным. Те, кому довелось хоть раз там побывать и надеть артековскую форму, становились главными рассказчиками! А рассказать было что: закаты над Чёрным морем, виды горы Аю-Даг, праздники, костры, походы, встречи с интересными людьми, школа актива… Это атмосфера единения, дружбы, праздника и доброго нужного дела. Во все десятилетия путёвка в «Артек» была заветной мечтой почти всех советских ребят, и поездка туда во времена СССР была не роскошью, а наградой. От школы заветный билет могли получить лучшие члены пионерии. Никакого блата, никаких денег. Путёвку в «Артек» давали за старания и далеко не всем.
У меня было счастливое детство, потому что я была в «Артеке». И очень этим горжусь, горжусь, что я - артековец. И всю жизнь стараюсь не опозорить это звание, не подвести тех, кто посчитал, что я достойна была туда поехать. Впечатления об «Артеке» — самые сильные в моей жизни! Не могу забыть неповторимый запах Крыма — смесь моря, кипарисовой смолы и самшита! Такого запаха нет больше нигде!
В Артеке было 5 лагерей и 10 дружин. Мне посчастливилось попасть в лагерь «Морской», дружина имени Пальмиро Тольятти - в то время он был генеральным секретарём коммунистической партии Италии. В 1964 году, при посещении «Артека», скончался. В честь него и была названа пионерская дружина. «Морской» был на особом счету, это первенец Артека. Вокруг него возвышались горы, в частности медведь-гора Аю-Даг. Корпуса «Морского» находились прямо на берегу моря, каждый из них имел своё название. «Корпуса цветные встали в ряд, синий, жёлтый, красный и зелёный.
Встали перед морем на парад, к ним бегут, шумя, сверкая, волны…», - песня была у нас такая, гимн «Морского». Я проживала в «зелёном». Море прямо под нами! А если случался шторм, то брызги воды залетали прямо в комнату, чему мы восхищались и радовались безмерно, потому что можно было во время шторма не спать. А «абсолют» (сон-час) в «Артеке» – это строгий закон. Попробуй – не выполни… Вожатые (Лариса Павловна и Борис Георгиевич) обещали за плохое поведение с позором отправить обратно домой. Действовало… Строгий режим в лагере, пожалуй, был единственным недостатком в «Артеке».
Ранний подъём в 8 утра под звуки горна мы переживали спокойно. После зарядки – сразу в море. Водные процедуры обязательны, хотя морская вода утром даже в августе (а мне досталась именно летняя смена) нам казалась холодноватой. А какими незабываемыми были турпоездки: в Севастополь, по южному берегу Крыма (Алупка, Воронцовский дворец-музей), в Никитский ботанический сад, музей военно-морского флота и космонавтики в самом «Артеке». Причём, в музее космонавтики многие экспонаты были подарены самими космонавтами и Центром по подготовке космонавтов. Юрий Гагарин несколько раз был в «Артеке». И в одно из посещений подарил ребятам свой тренировочный скафандр СК-1. А ещё там была центрифуга для космонавтов. Помню, что некоторых из нас «прокатили» на ней. И я тоже рискнула. А как же? Такой возможности больше никогда не выпадет. Правда, у меня потом до вечера голова кружилась. Но вида подавать было нельзя, и я держалась.
Вообще про скуку здесь можно было забыть. Разные мероприятия были заготовлены на каждый день смены. Хотя мероприятиями я бы их называть не стала. Не мероприятия, нет. События! Каждый день! Яркие, запоминающие, подготовленные на совесть. А ещё кружки по интересам (я посещала кружок «Охота на лис» и легкоатлетическую секцию). Они занимали всё свободное время. Но и о работе нельзя было забывать, ведь одна из обязанностей пионера - это трудиться на благо других. Поэтому были дежурные отряды, занимавшиеся облагораживанием территории или работой в столовой.
А как мы любили спорт! Наш 1-й отряд был в этом плане на высоте. Кросс, снайпер, легкоатлетическая эстафета, бадминтон – везде чемпионы. Помню, что лучше всех в нашей команде играли в снайпер прибалтийцы: Андриус Якштас, Саука Саумос. Андриус у нас был достойным капитаном нашей сборной. Я все грамоты, медальки, значки храню до сих пор. А ещё альбом про «Артек», сделанный своими руками. Перелистываю, пересматриваю всё то, что я сохранила после «Артека», и тихонько начинаю сама себе завидовать: ведь в детстве мне посчастливилось побывать в сказке! В том месте, откуда я вернулась совершенно другим человеком. Артек – потрясающая школа активной жизненной позиции, традиций, творчества, патриотизма, а главное, здесь нас учили умению дружить и никогда не при каких обстоятельствах не бросать в беде ближнего. «Если друга нашёл ты в «Артеке», это юная дружба навеки. С ней грозу победишь и в пути покоришь и вершины, и горные реки…».
Прошло 47 лет… А мы с некоторыми ребятами до сих пор на связи: с Валей Джебженяк (Сахалин), Иринкой Любецкой (Волгоград), Андреем Галаниным (Екатеринбург), Наташей Тучиной (с ней с 2022-го года связь потерялась, она живёт в Америке). Мы дружили и дружим по сей день! 21 сказочный день в «Артеке» пролетел незаметно. Однако, любой сказке приходит конец. Завершение смены было ознаменовано большим костром с песнями, взятием из костра уголька на память (он у меня хранится) и завязыванием друг другу ниточек в знак дружбы. Галстук тут тоже был не просто деталью одежды, а важным атрибутом. В последний день на нём появились подписи ручкой от новых друзей и вожатых, и кусочек ткани у меня долгое время занимал почётное место на стене родного дома. А артековские песни помнятся до сих пор. Но сильнее всего запомнились мне две песни, смысл которых я оценила позже, когда покинула «Артек», через год-два, пять, десять, тридцать лет. Это «Морская душа», которая «всегда молодая», и главная прощальная артековская песня, песня-клятва.
«Придёт пора прощанья, умчат нас поезда,
Меж нами расстоянья и долгие года.
Но клятву не забудем свою мы никогда:
Артековец сегодня - артековец всегда!».
Её мы пели, когда уезжали из «Артека», а по лицам у всех ручьями текли слёзы, в том числе у вожатых. Это был один из самых худших дней в моей жизни… Я прощалась не просто с «Артеком», с друзьями, а гораздо с чем-то большим. Лишь намного позже, став взрослой, прожив много лет, я поняла, что в 1977 году я прощалась с советской страной.
В «Артеке» мне посчастливилось прикоснуться к будущему, к тому, как люди станут жить при коммунистическом строе. Это прежде всего уровень сознания, созидания, порядочности, честности, активности, принципиальности. Так нас воспитывали. Думаю, что не только я это чувствовала на подсознательном уровне, но и другие. Поэтому почти все, кто был в советском «Артеке», не могут его забыть и мечтают вернуться туда. И я вернулась! Спустя годы, как только Крым снова стал российским, в первый же день приезда на полуостров я поехала в «Артек», в родной до боли «Морской». Нынешний «Артек» сегодня другой. Это скорее бизнес-проект, куда в основном приезжают за деньги, а лучшие из лучших мало соответствует уровню и духу советского «Артека». Хотя море, кипарисы и пальмы остались те же, Аю-Даг на месте стоит, скалы Адалары, слава артековская жива, престиж в конце концов, а это тоже немало. И нынешним ребятам, которые туда приезжают, «Артек» запоминается навсегда. И хочется, чтобы и сегодня туда ехали самые-самые! И пусть их будет больше! Ведь будущее нашей страны за ними. Так хочется видеть наших нынешних детей счастливыми, умеющими дружить, творить и трудиться. А девиз «Артековец сегодня - артековец всегда!» был, есть и пусть останется в силе на века. Так и будет! Я знаю и верю...
Фото Маргарита Букина
Врезка
«Артек» – международный детский центр для ребят, которые достигли успехов в учёбе, спорте, творчестве и других сферах. Ежегодно лагерь посещают около 40 тысяч одарённых детей. Говорят, что это место меняет жизнь. На самом деле так ли это? Узнаем у земляков, которые там побывали в разные годы.
«Артековец сегодня - артековец всегда!»







К 100-летию Всесоюзного пионерлагеря «Артек». Маргарита Букина о посещении «Артека»
14 июня, 2024 - 15:07
14 июня, 2024 - 15:07
3 апреля, 2025 - 08:21
3 апреля, 2025 - 08:00
2 апреля, 2025 - 13:09
27 марта, 2025 - 08:00
13 марта, 2025 - 08:23
13 марта, 2025 - 08:21
«Мои года – моё богатство», – поётся в известной песне.
Комментарии