Человек дождя. Что такое аутизм и как помочь детям с этим заболеванием

...

Роман Леонора Финишёра под названием «Человек дождя» (16+) навсегда связал аутизм с романтическим образом главного героя – Рейманда. По книге снят фильм Барри Левинсона, который навсегда изменил отношение общественности к проблеме детей с аутизмом. Фильм получил множество престижных наград.

…Сначала малыш не смотрит никому в глаза, потом отказывается от маминых ласк. Он не говорит и часами может смотреть в одну точку. Он ест только определенные продукты и только из тарелки определенного цвета, а в детском саду играет сам с собой. Присмотритесь к вашему ребенку: если он днем за днем погружается в себя, возможно, ему очень нужна помощь, чтобы научиться жить в нашем мире.
Аутизм - психическое расстройство, связанное с разрывом связи внутреннего мира человека с внешним миром, с уходом от контакта и большими трудностями во взаимодействии с окружающим миром. Такие люди либо не умеют общаться вообще, либо делают это в необычной причудливой форме. И это не единственная их особенность. Они вообще другие.
Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая её на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках. Не повторяет за родителем звуки, слова, не играет, имитируя взрослых (не наряжается, как мама, не стучит молотком как папа).
Эмоциональная сфера не развивается или развивается с большой задержкой, отсутствует реакция на попытки родителей взять их на руки, не формируется различение своих и чужих.
Нарушено пищевое поведение (сложно накормить, есть предпочтения в еде, от которых не получается отказаться: ест только определенные продукты). Не формируется абстрактное мышление (сложно представлять, понимать поговорки и тп). По этой же причине не слушает чтение сказок, закрывает книжки, при попытке им почитать. Некоторые дети не смотрят мультиков. Другие могут часами «залипать» у экранов, находят в этом успокоение.
Появление в семье такого ребенка - это тяжелое испытание на всю жизнь. Но при адекватной помощи аутизм поддается коррекции. Чем раньше будет выявлено это расстройство и начата комплексная медицинская, психологическая и педагогическая коррекция, чем внимательнее родители отнесутся к проблеме, тем больше шансов на успех. Таким детям нужна специальная образовательная программа. Их направляют на психолого-медико педагогическую комиссию (ПМПК), где определяется степень расстройства и степень (вид) облегчения программы. Регулярные физические упражнения могут помочь улучшить общее самочувствие, снизить стресс и улучшить концентрацию. Активности, такие как плавание, йога или танцы, могут быть особенно полезны.

Комментарий

Светлана Золотова (Чернышова), детский психиатр, психотерапевт. Выпускница Шатровской средней школы, Тюменского медуниверситета:
– Более 10 лет работаю с особенными детьми и их родителями. Веду поведенческие группы, включая «аутистов» в общение с обычными детьми. Повторяя за «обычными» детьми, дети с особыми потребностями учатся коммуникации, учатся справляться с эмоциональными перегрузками. Это помогает им развиваться. Да, иногда им нужен помощник (тьютер), это надо учитывать и настаивать при прохождении ПМПК. Да, не все формы аутизма можно стабилизировать и не всех «аутистов» можно инклюзивно обучать. Иногда родителям нужно выбрать коррекционный класс/школу. Всё индивидуально. Семья играет ключевую роль в жизни человека с аутизмом. Обучение родителей методам поддержки и взаимодействия с ребенком может значительно улучшить результаты. Нормальная жизнь может быть разной. Кто-то способен «выпрыгнуть из своего диагноза», кто-то в нём останется. Но сопровождение нужно всю жизнь - в разных мерах. На родителей таких детей идет огромная нагрузка, и им необходимо помогать.

Я её никому не отдам

Машеньке четыре года. Так сложилось, что девочку и двух её братьев воспитывает бабушка. Мальчишки – обычные здоровые дети, а младшая – особенный ребёнок. Аутизм – диагноз, который поставили ей врачи.
– Маша требует постоянного внимания, – делится с нами бабушка. – Физически развита по возрасту, активная. Она не разговаривает, но замкнутой я её не считаю. Детей, взрослых не боится, не избегает, может, потому что растёт среди братьев. Пробуем оформить её в детский сад, педиатры дали разрешение. Если будет ходить хотя бы до обеда, уже хорошо, ведь ей жить в обществе, как-то нужно привыкать, да и мне бы стало чуть легче. Кушает Маша плохо. Любит сладости, печенье, стряпанное что-то, ни супы, ни каши не ест. Игры у неё тоже своеобразные: складывает книги, кубики друг на дружку или строит «дорожки» из конструктора. Ни мягкими игрушками, ни куклами она не играет. Нравится, когда я дома её качаю на качели. Это её успокаивает. Ходить на прогулку с ней тоже проблема. Она идёт по прямой привычным маршрутом, не поворачивает в сторону, вернуться назад – тоже проблема. Привыкла к определенному порядку, и всё новое вызывает панику. Любит слушать музыку, песенки, танцует, смотрит мультфильмы по телевизору.
Для коррекции поведения таких особенных детей, конечно, требуется помощь медиков, логопедов-дефектологов. В Кургане, Тюмени есть специализированные центры, но они чаще платные, а очередь в бесплатные расписана на год вперёд. Машу записали в один из реабилитационных центров в Кургане, но попасть она сможет туда ещё не скоро. А пока бабушка, как может, занимается с ней, она рядом с Машей круглосуточно. Приучает к навыкам самообслуживания, терпеливо объясняя каждое действие, иногда вместе ходят в детскую библиотеку: «Я её никуда никому не отдам, буду воспитывать, насколько хватит сил», – и в этом можно не сомневаться. Терпения, сил и, конечно, здоровья Вам! Растить детей непросто, а особенных – это подвиг.

Клуб «Улыбка» для детей и родителей

В 2014 году в Шатрово на базе центра социального обслуживания населения и детской библиотеки создан клуб «Улыбка» для работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Рассказывает Юлия Норчук, заведующая детской библиотекой:
– Цель клуба – оказать психологическую поддержку, организовать совместный досуг детей и родителей. Дать возможность мамам пообщаться друг с другом. Встречи участников клуба проходят раз в квартал. Мы организуем новогодние праздники, игровые программы. В рамках Декады инвалидов совместно с сотрудниками «ЦСО №4» посещаем семьи с выездным читальным залом. Очень любят ребята яркие журналы. Мы стараемся что-то им подарить – игрушки, раскраски, небольшие книжки. В библиотеке стараемся организовать чаепитие. Дети могут просто поиграть, посмотреть книги и журналы. Родителям такое общение очень нужно, дети раз от раза чувствуют себя свободнее. Как правило, особенные дети очень ласковые. Кристина, например, на прощание обнимает всех. Миша после посещения заседаний клуба стал приходить за книгами, всегда отмечает посты библиотеки в ВКонтакте. Проводить мероприятия непросто – нас же специально не учили, как общаться с такими семьями, это же особая психология, но мы уверены, что эта работа очень важная.

Комментарии

В Курганской области продолжается установка модульных ФАПов.

Все новости рубрики Здоровье