После обращения, опубликованного в газете «Сельская новь» с просьбой откликнуться тех, кто в разное время побывал в пионерлагере «Артек», к нам в редакцию позвонил Михаил Григорьевич Звонков из Саломатовой. Как оказалось, в «Артеке» он отдыхал аж в 1956 году.
- Мне уже 81 год, а поездку в этот известный на весь мир пионерский лагерь я всю жизнь вспоминаю с благодарностью, как маленькое чудо, - начал свой рассказ ветеран. - В то время я учился в 7 классе Самохваловской школы, был примерным пионером. К слову сказать, пионером раньше было быть не только почётно, но и стыдно было им не быть. Директором у нас был Евгений Иванович Ивлиев (потом он стал директором Шатровской школы, где я продолжил обучение). За мою отличную учёбу, общественную деятельность наш директор ходатайствовал в районном отделе образования, чтобы путёвку предоставили мне. И этот счастливый «билет» достался мне! Радости не было предела…
Меня привезли на Шатровский аэродром и на самолёте ПО-2, где, кроме лётчика, могли поместиться два пассажира, отправили в Курган. Нашу группу из 16 человек возглавила директор Курганского Дома пионеров Капитолина Трофимовна Гапонюк. Ехали мы через Москву, у нас было много времени, чтобы ознакомиться с достопримечательностями столицы. Побывали на Красной площади, в Кремле, видели Царь-пушку. Здесь со мной даже курьёзный случай произошёл. Зашли мы в ГУМ, и я отстал от группы, хотел себе школьный костюм купить. Найти меня и соединить с группой помогли милиционеры...
17 мая мы прибыли в Гурзуф, где и прошёл наш 45-дневный отдых. Надо сказать, что в то время «Артек» носил имя Вячеслава Молотова, а не Владимира Ленина (от автора: деятельность лагеря курировал сам Председатель Совета Народных Комиссаров В.М. Молотов, чьё имя «Артек» носил в 1938-1957 гг.). В то время было только две дружины: «Верхняя», в которой я отдыхал, и «Нижняя» (позднее стала «Морской). Дел было много. Хороших и разных. Плавали мы на шлюпках к морякам Черноморского флота. Нам провели экскурсию по кораблю. Совершили мы и подъём на гору Роман-Кош. Она считается высшей точкой Крымских гор (высота вершины достигает 1545 м), чем и привлекает любителей восхождений. Подняться на вершину способны даже дети. Здесь настоящая кладовая природы. Поднимаясь в гору, можно изучать смену растительности в зависимости от высотных поясов. Склоны на высоте до 450 метров покрыты лесами из пушистого дуба и граба. Ещё выше их сменяет крымский бук, клён, кизил, рябина. Много приятных эмоций осталось от посещения искусственного озера Каспель.
Также вспоминаю, что в 1956 году проводились XVI летние Олимпийские игры в Мельбурне (Австралия). И в «Артеке» был создан пионерский спортивный клуб «Олимпия». Возник он как группа поддержки сборной нашей страны на Олимпийских играх. Поэтому первой формой его работы была своеобразная «Трибуна болельщиков». А первым «Коллективным творческим делом» была телеграмма нашим олимпийцам, пронесённая эстафетой через весь лагерь до почтового отделения в Грузуфе.
Вместе с нами отдыхали ребята постарше из Финляндии, Румынии, Монголии. Они, в отличие от нас, ходили в синих галстуках. Хорошее это время было, многие ребята мечтали об «Артеке». Именно эта мечта о поездке в «Артек» заставляла советских пионеров «сдвигать горы» - выигрывать конкурсы, добиваться побед в спорте, наконец, отлично учиться.
Самое большое событие
Своей артековской историей с нами по телефону из Москвы поделилась Ольга Семёновна Манакова (Федоровская), которая была в этом пионерлагере в сентябре 1960 года.
Будучи ученицей 7-го класса Мостовской школы, Ольга Федоровская написала письмо в районную газету, где поделилась своими впечатлениями о поездке в «Артек». Мы нашли эту заметку, которая была озаглавлена «Нас подружил «Артек». Письмо опубликовано в газете «Колхозный фронт» (так называлась наша газета с 1930 по 1963 год) в №1 за 1 января 1961 года:
- В истекшем году в моей жизни было самое большое событие. Я побывала во Всесоюзном пионерском лагере «Артек», где жила 40 дней. Мне очень понравилась природа Черноморского побережья, которое пришлось проехать почти полностью. Впервые в жизни я увидела море, искупалась в морской воде. В зелени утопают города на побережье Чёрного моря. Красивы Севастополь и Симферополь. А особенно мне понравились Никитский ботанический сад, панорама Севастопольской битвы в 1855-56 годах, Воронцовский дворец. Здесь я встречалась и с гостями нашей страны - делегациями из Германской Демократической республики, Чехословакии, Франции и Италии. Всю жизнь буду хранить значок, который мне подарил чех. В «Артеке» я познакомилась с новыми друзьями из Башкирии, Латвии, Карелии, Литвы, Эстонии и других республик.
Дополнительно по телефону Ольга Семёновна добавила, что с прощального пионерского костра в «Артеке» домой она привезла уголёк. Этим угольком в День пионерии, 19 мая 1961 года, она разжигала костёр с учениками своей школы.
Надо отметить, что поездка в «Артек» стала для нашей землячки судьбоносной. Всю жизнь она посвятила детям, была учителем истории, затем, как жена военнослужащего ГСВГ, жила в Германии и трудилась в школе пионервожатой.
За выдающиеся успехи в деле социалистического воспитания в рядах пионерской организации им. Эрнста Тельмана О.С. Манакова в 1972 году награждена серебряной медалью. А чуть позже ей вручили серебряный почётный знак за достижения в деле развития и укрепления германо-советской дружбы. С 1975 года проживает в Москве. Сначала работала в Доме культуры заведующей детским сектором, потом старшим инструктором по учебно-воспитательной работе в здравницах страны для родителей с детьми.
22 года «Артек» работал под эгидой Минздрава СССР, а в 1958 г. перешёл в ведение ЦК ВЛКСМ. С этого момента черноморский комплекс стал официально считаться «лагерем пионерского актива». И хотя «Артек» всё ещё по привычке называли здравницей, но постепенно медико-оздоровительная функция лагеря уступала место воспитательной, социокультурной и образовательной функциям. Детей в «Артеке» больше не лечили, но организовывали им активный и разнообразный отдых.
Комментарии